Тезисно

• Конфликт между Израилем и ХАМАС оказывает серьезное давление на экономику страны.

• Центральный банк Израиля продал 30 млрд долларов валютных резервов для поддержания шекеля.

• Закрылись фирмы, включая строительные компании и рестораны.

• Министерство финансов Израиля планирует увеличить расходы на оборону и обеспечение безработных.

• Центральный банк снизил прогноз роста на год с 3% до 2,3%.

Спустя три недели с тех пор, как ХАМАС вверг Израиль в войну, конфликт наносит ущерб экономике страны. Шекель упал до самого низкого уровня по отношению к доллару более чем за десять лет, что побудило центральный банк Израиля продать валютные резервы на сумму 30 миллиардов долларов, чтобы поддержать валюту. Стоимость страхования долга страны от дефолта резко возросла. Фирмы от строителей до ресторанов закрылись. 19 октября министерство финансов изложило планы по увеличению расходов на оборону и обеспечению тех, кто остался без работы. Четыре дня спустя центральный банк снизил прогноз роста на год с 3% до 2,3%.

Поскольку война ведется не только военными, но и экономическими силами, над всей этой деятельностью висит важный вопрос. Сможет ли Израиль выдержать экономическую боль? Столкновения страны с Хамасом после вывода войск из сектора Газа в 2005 году не могут служить хорошим ориентиром. В каждом случае миллиарды шекелей (лишь часть ввп ) были потрачены на военные нужды и ремонт. Конфликты не представляли угрозы для экономики страны, которая уже давно имеет один из самых высоких доходов на душу населения на Ближнем Востоке.

Таким образом, масштаб атак Хамаса 7 октября и вероятный последовавший за ними конфликт подталкивают экономистов к учебникам истории. В 1973 году стоимость оружия и призыв 200 000 армейских резервистов для войны Судного дня поставили Израиль на грань финансового краха. Центральный банк страны подсчитал, что в 2002 году один год интифады (палестинских восстаний, периодически повторявшихся с конца 1980-х по 2000-е годы) стоил 3,8% ввп.

Чтобы избежать катастрофы, израильским чиновникам придется столкнуться с тремя проблемами. Первое – это трудоустройство. Не хватает рабочих рук, чтобы поддержать экономику и войну. С 7 октября вооруженные силы мобилизовали более 360 000 резервистов, или 8% рабочей силы страны. Это больший призыв, чем в 1973 году. Большинство из них уволилось с работы, образовав огромную дыру в экономике. Хуже того, новобранцы являются одними из самых продуктивных работников Израиля. Израильская благотворительная организация Start-Up Nation подсчитала, что десятая часть технических работников призвана на службу. Работники отрасли на четверть производительнее, чем в среднем по оэср, состоящем из преимущественно богатых стран. Напротив, те, кто работает в остальной части экономики, на две пятых менее продуктивны. Лишь горстка резервистов принадлежит к ультраортодоксальным общинам, в которых избегают трудоустройства.

Есть еще один источник нехватки рабочей силы. Многие низкоквалифицированные рабочие места в Израиле выполняются палестинцами с Западного берега, около 200 000 из которых работают либо в Израиле, либо в его поселениях. Но волнения на Западном Берегу означают, что многим рабочим не разрешают пересекать границу, и они могут начать забастовку. по данным мвф, во время второй палестинской интифады, которая длилась с 2000 по 2005 год, палестинские рабочие были одним из самых больших тормозов роста Израиля .

Более того, у нас мало рабочих, которыми можно было бы заменить резервистов и палестинцев, поскольку рынок труда в Израиле очень узок. По данным центрального банка, который последние несколько месяцев потратил на повышение процентных ставок, чтобы охладить экономику, уровень безработицы составляет 3,2%. Строгое трудовое законодательство означает, что компании могут нанимать только временную замену военнослужащим, а это непривлекательный вариант. По оценкам Start-Up Nation, 70% технологических компаний с трудом функционируют. Риск заключается в том, что после окончания войны останется меньше рабочих мест, на которые можно будет вернуться.

Второй проблемой для политиков является коллапс частного потребления. В условиях неопределенности и страха перед повторными нападениями люди изменили свои потребительские привычки, оставаясь дома. Уже почти три недели рестораны и торговые центры пустуют. Те, у кого есть рабочие, готовые открыться, обнаружили, что клиентов мало. Туризм, основной бизнес Израиля, помимо технологий, резко застопорился. Целые города вдоль границы с сектором Газа и Ливаном были уничтожены, что положило конец экономической деятельности. Чтобы поддержать фирмы, все предприятия, кроме крупнейших, пострадавших из-за войны, получат гранты в стиле Covid для покрытия постоянных расходов. уплата НДС была отсрочена. Рабочие, которые раньше трудились в районах, которые сейчас считаются небезопасными, получат подачки.

Это ставит перед израильскими политиками последнюю задачу: управление финансовыми издержками конфликта. Спасение предприятий, оплата резервистов и размещение населения целых деревень в гостиницах принесут свои плоды. Потребуется колоссальное увеличение расходов на оборону, чтобы профинансировать наземное вторжение в этом году и снабдить Израиль достаточным количеством оружия, чтобы чувствовать себя в безопасности в следующем году.

Долг Израиля в настоящее время составляет около 60% ввп, что является скромным показателем для такой богатой страны. Даже если предположить, что война продолжится до конца года, прогнозируется, что она вырастет всего до 62%. Центральный банк имеет солидные валютные резервы в размере 170 миллиардов долларов. Вдобавок ко всему, Америка поможет, если предположить, что президент Джо Байден сможет получить от Конгресса 14 миллиардов долларов, которые он просит в качестве военной помощи. Однако, чем дольше будет продолжаться конфликт, тем больше будут расти риски. Прогнозируется, что в 2024 году первичный дефицит Израиля вырастет с 3% ввп до 8%. До нападения Хамаса экономика страны находилась в упадке. Доходы правительства упали на 8% в сентябре после тяжелых первых восьми месяцев года. Сейчас стоимость заимствований растет, а налоговая база рушится. Более продолжительная война будет означать еще большие разрушения, а восстановление не будет дешевым.

Сейчас или никогда

Правительство не сможет вечно платить по счетам, и это одна из причин, почему хор местных политиков настаивает на том, что наземное вторжение в Газу должно начаться немедленно. Хотя в ближайшие несколько месяцев домохозяйства и фирмы получат щедрую финансовую поддержку, конфликт истощает рабочую силу, капитал и опыт из экономики Израиля быстрее, чем их можно заменить. Другие экономики, возможно, выдержали гораздо больший ущерб в погоне за военными победами в прошлом, но это будет слабым утешением для тех, кто на этот раз вынужден нести расходы в Израиле.

От admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *