Тезисно

В этом году китайское издательство выпустило перевод «В защиту государственного долга», книги Барри Эйхенгрина из Калифорнийского университета в Беркли и ряда других. Углубляясь в историю, книга пытается восстановить баланс в дебатах о государственных заимствованиях, подчеркивая их преимущества, которыми пренебрегают. Г-н Эйхенгрин утверждает, что страны-должники могут попасть в беду, если они слишком рано прибегнут к бюджетным ограничениям, пренебрегут экономическим ростом или поддадутся дефляции, что только усложнит обслуживание долга. Прибытие переведенного издания было своевременным. Многие экономисты полагают, что фискальная осторожность китайского правительства в этом году способствовала разочаровывающим темпам роста и опасности падения цен.

К счастью, правительство Китая теперь начало ослаблять “кошельки”. Правительство сделало редкий шаг и пересмотрело целевой показатель бюджетного дефицита с 3% ввп до 3,8%. Это позволило провинциям выпускать «облигации рефинансирования», которые помогут им погасить часть более дорогостоящих долгов дочерних инфраструктурных компаний, известных как механизмы финансирования местного правительства. Финансовые регуляторы призвали банки удовлетворить «разумные» потребности в финансировании менее шатких застройщиков, не дискриминируя частных застройщиков. Чиновники также чаще говорят о «трех крупных проектах»: доступное жилье; объекты отдыха, которые также могут помочь Китаю справиться со стихийными бедствиями и чрезвычайными ситуациями; и усилия по обновлению «городских деревень» или бывших сельских анклавов.

Но этих шагов самих по себе будет недостаточно. Аналитический центр Houze Song из MacroPolo обеспокоен тем, что «стимул недостаточно велик, чтобы оживить экономику». Похоже, что правительство боится чрезмерной реакции больше, чем неадекватной. Многие в Китае считают государственный долг подозрительным, несмотря на аргументы в его пользу. Даже защитники государственных заимствований стараются не показаться слишком резкими. Китайское издание книги г-на Эйхенгрина не называется «В защиту государственного долга». Он носит более анодное название «Глобальный государственный долг: опыт, кризис, ответ».

Чем объясняется финансовая сдержанность правительства? Возможно, это идеология. Но это может быть и недавняя история. Пятнадцать лет назад в этом месяце правительство Китая объявило о финансовом стимулировании на сумму около 4 трлн юаней (или 590 миллиардов долларов США) в ответ на глобальный финансовый кризис. Финансовые регуляторы также дали благословение местным органам власти обойти ограничения на их заимствования, создав механизмы финансирования, которые могли бы выпускать облигации и брать кредиты у банков. Местные власти отреагировали на это с «бешеным энтузиазмом», как выразилась Кристин Вонг из Мельбурнского университета. Благодаря дополнительным заимствованиям первоначальные 4 трлн юаней выросли до 9,5 трлн юаней (или 27% ввп 2009 года ), распределенных за 27 месяцев.

Безумие успешно возобновило рост. Но с тех пор в Китае стимулирование приобрело стигму. Китайские чиновники неоднократно предупреждали об опасности подобной «наводнительной» реакции на экономический спад. Активное кредитование обвиняют в предоставлении привилегий государственным предприятиям, вытеснении инвестиций в производство и препятствовании расходам на промышленные исследования и разработки .

Опираясь на конфиденциальные данные о кредитах от 19 банков, Лин Уильям Конг, ныне работающий в Корнелльском университете, и соавторы показали, что увеличение предложения кредитов в 2009 и 2010 годах отдало предпочтение государственным предприятиям, а не частным фирмам. А среди частных фирм он отдавал предпочтение тем, кто менее продуктивно использовал свой капитал. Авторы предполагают, что в условиях кризиса банки предпочитают кредитовать компании, пользующиеся поддержкой местных органов власти, будь то государственные предприятия или частные фирмы с хорошими связями, но неэффективные. Цзяньюн Фан из Фуданьского университета и соавторы утверждают, что расходы промышленных компаний на ниокр были сокращены из – за более высоких капитальных затрат в тех частях страны, где местные органы власти брали взаймы больше всего. Этими регионами часто руководили недавно назначенные партийные секретари, жаждущие проявить себя.

Прочитав эти исследования, легко прийти к выводу, что стимулирование 2008 года было ошибкой. Но недостатки этого ответа не означают, что он был хуже, чем ничего. В статье г-на Конга, например, не показано, что увеличение предложения кредитов вредит заимствованиям частных фирм, а лишь то, что оно принесло им меньшую пользу, чем помогло государственным фирмам. Исследование ниокр , проведенное г-ном Фаном и его коллегами , также позволяет контролировать темпы роста каждого населенного пункта. это означает , что если стимул стимулировал рост, а рост стимулировал ниокр , этот положительный эффект будет исключен из их результатов.

Поскольку стимулирование представляло собой «наводнение» кредитования и инвестиций, было бы удивительно, если бы частные фирмы остались без кредитов. Действительно, кредитование этих стран быстро росло в 2009 и 2010 годах, свидетельствуют данные, собранные Николасом Ларди из Института международной экономики Петерсона, аналитического центра. Инвестиции частных производителей также были значительными. Вместо этого расходы на стимулирование вытеснили накопление Китаем иностранных активов, включая американские казначейские облигации, купленные его центральным банком, утверждает Чжэн Сун из Китайского университета Гонконга, соавтор еще одной влиятельной статьи о финансовой экспансии Китая.

Проверка стимула

Тем не менее, ослабление финансовых ограничений для местных органов власти отбрасывает «длинную тень», как выразился в статье господина Сонга. Их механизмы финансирования продолжали брать займы еще долгое время после кризиса. Некоторые из долгов, накопленных этими автомобилями, теперь кажутся невозможными для местных органов власти, что усиливает уныние, нависшее над экономикой Китая. Как и многие экономисты, г-н Сун считает, что следующий стимул должен использовать другой финансовый механизм, предоставляющий подачки домохозяйствам. Материковый Китай мог бы, например, скопировать электронные потребительские ваучеры, распространяемые в Гонконге, которые аннулируются, если не израсходованы в течение нескольких месяцев.

Пятнадцать лет спустя побочные эффекты кредитного бума в Китае в 2008 году стали аргументом в пользу более эффективных стимулов, а не нулевых стимулов. Государственные займы для спасения экономики могут оставить тяжелое финансовое наследие, как указывает в книге г-на Эйхенгрина. Но это не то же самое, что сказать, что «было бы лучше не брать взаймы».

От admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *