Тезисно

  • Цены на бензин в Японии достигли рекордно высокого уровня.
  • Правительство решило продлить и расширить программу субсидирования.
  • Средняя розничная цена на бензин достигла 185,60 иен за литр.
  • Экономисты обеспокоены тем, что Япония окажется в ловушке субсидий на ископаемое топливо.
  • Продление субсидий было “реалистичным решением” для смягчения воздействия инфляции на домохозяйства.
  • Программа субсидирования была начата в январе 2022 года и выделен 6,2 трлн иен.
  • Правительство должно рассмотреть стратегию выхода из программы субсидирования.
  • Переход на электромобили в Японии происходит медленно, и автопроизводители отстают от конкурентов.

Поскольку цены на бензин в Японии достигли нового рекордно высокого уровня, правительство премьер-министра Фумио Кисиды решило продлить и расширить свою программу субсидирования , срок действия которой первоначально планировалось завершить в сентябре, чтобы снизить растущие расходы для потребителей.
На фоне двойного удара слабой иены и роста цен на сырую нефть средняя розничная цена на бензин по состоянию на понедельник достигла 185,60 иен (1,30 доллара США) за литр — это самый высокий показатель с тех пор, как в 1990 году стали доступны сопоставимые данные.

Поскольку сохраняющаяся высокая инфляция увеличивает нагрузку на домохозяйства и снижает потребление, экономисты говорят, что сохранение субсидий неизбежно. Но они также обеспокоены тем, что Япония окажется в ловушке субсидий на ископаемое топливо. Поскольку эта политика имеет негативные последствия, в том числе на усилия по декарбонизации, правительству также следует рассмотреть стратегию выхода, добавили они.

«Если правительство не предпримет никаких действий, вполне возможно, что в октябре средняя цена на бензин достигнет 200 иен за литр. Это охладит потребительские настроения», — сказал Сайсуке Сакаи, старший экономист Mizuho Research & Technologies.

В среду Кисида объявил, что правительство будет стремиться сохранить стоимость розницы на уровне около 175 иен в октябре за счет расширенной и усиленной субсидии.

Согласно предварительным данным правительства, валовой внутренний продукт Японии за квартал с апреля по июнь вырос на 6% в годовом выражении, но частное потребление фактически упало на 0,5% в квартальном исчислении, что указывает на то, что инфляция влияет на потребителей.

Кроме того, реальная заработная плата в Японии в июне падала 15-й месяц подряд, подчеркивая, что рост заработной платы не поспевает за ростом цен.

В этих обстоятельствах продление субсидий на бензин было «реалистичным решением» для правительства как способ смягчить воздействие инфляции на домохозяйства с низкими доходами, сказал Сакаи.

«Существуют различные критические замечания по поводу расширения программы субсидирования, например, против декарбонизации, и это правда, что зеленые усилия должны быть ускорены», но такие меры не будут иметь немедленного эффекта, сказал Сакаи.

В политическом плане Кисиде было необходимо успокоить общественность, продемонстрировав свою решимость бороться с повышением цен, поскольку его кабинет страдает от снижения уровня одобрения. Опрос Kyodo News, проведенный в августе, показал, что рейтинг одобрения кабинета министров составил 33,6% и неуклонно снижался с апреля на фоне разочарования общественности по поводу проблем, связанных с системой удостоверений личности «Мой номер» и инфляцией.

Программа субсидирования оптовых торговцев нефтью с целью ограничения цен на бензин, легкую нефть, тяжелую нефть и керосин была начата в январе прошлого года из-за роста цен на сырую нефть в то время. Первоначально предполагалось, что он закончится через три месяца, в апреле, но продолжился, поскольку российская СВО привела к росту цен на нефть. С января 2022 года на программу выделено около 6,2 трлн йен.

«Просто оказывать финансовую поддержку потреблению ископаемого топлива было бы не очень хорошей идеей. Крайне важно одновременно принять меры по содействию декарбонизации, иначе это только усугубит изменение климата», — сказал Кумано.

Этим летом Япония и весь мир испытывают сильную жару, и все чаще звучат призывы к более решительным мерам по борьбе с изменением климата, которое в первую очередь вызвано ископаемым топливом.

Чтобы способствовать распространению электромобилей в Японии, правительство могло бы усилить поддержку потребителей в их покупке, что также помогло бы укрепить японских автопроизводителей, добавил Кумано.

«Переход на электромобили на японском рынке происходит очень медленно. Больше всего удивительно, что модели электромобилей японских автопроизводителей не входят в число популярных электромобилей в других странах», — сказал он.

Годовые продажи новых электромобилей на аккумуляторной батарее в Японии в прошлом году выросли почти в три раза, достигнув 58 813 штук. Но они остались нишей, на которую приходится лишь около 1,7% продаж новых автомобилей. Одной из причин, почему электромобили не очень хорошо продаются в Японии, является высокая популярность гибридных автомобилей, а отсутствие зарядных станций также часто называют препятствием.

Хотя автомобильная промышленность является важной отраслью в Японии, автопроизводители страны отстают от конкурентов из США, Китая и Европы в глобальной конкуренции за электромобили.

Поскольку вполне вероятно, что лидеры рынка электромобилей будут иметь большее преимущество, политика, направленная на ускорение распространения электромобилей и помощь японским автопроизводителям, имеет решающее значение, сказал Кумано.

На фоне активной поддержки правительством пользователей ископаемого топлива и слабого внутреннего спроса на электромобили возникают опасения по поводу того, как правительство выйдет из этой затянувшейся программы субсидирования.

«Подобную политику субсидирования трудно положить конец. Как только политика будет реализована, увольнение станет политически серьёзным решением», — сказал Сакаи.

Таким образом, правительству важно спланировать стратегию выхода, возможно, включая конкретные цели или условия, определяющие, когда следует прекратить программу субсидирования.

Правительство в ближайшее время разработает новый экономический стимул, и стратегия выхода будет обсуждаться в ходе этого процесса, сказал Кисида.

Сакаи сказал, что если реальные показатели заработной платы начнут стабильно расти, в предложении субсидий не будет необходимости.

«Я не думаю, что было бы идеально, если бы правительство продолжало вмешиваться в поддержание более низких цен на бензин (с помощью политики субсидирования) больше, чем это необходимо».

От admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *