Тезисно

• Семьсот лет назад морские торговые пути были усеяны арабскими дау, китайскими джонками и яванскими джонгами.

• В центре региона процветал торговый пост Сингапура.

• Модель “Фабричной Азии” конца 20-го века дала толчок процветанию Китая, Японии, Южной Кореи и Тайваня.

• В 1990 году 46% азиатской торговли осуществлялось внутри континента, к 2021 году этот показатель достиг 58%.

• Расширение региональной торговли привело к увеличению потоков капитала и ужесточению обязательств стран.

• Азиатские инвесторы владеют 59% прямых иностранных инвестиций в регионе, исключая Гонконг и Сингапур.

• После глобального финансового кризиса 2007-09 годов трансграничный банкинг стал более азиатским.


Еще сто лет назад морские торговые пути, простиравшиеся от побережья Японии до Красного моря, были заполнены арабскими дау, китайскими джонками и яванскими джонгами, перевозившими керамику, драгоценные металлы и ткани по всему региону. В его центре процветал торговый пост, известный как Сингапур. Огромная внутриазиатская торговая сеть была нарушена только прибытием моряков из растущих европейских империй и появлением более отдаленных рынков для азиатских товаров.

Сегодня идет очередная реконфигурация. Модель «Фабрики Азии» конца 20-го века, в которой континент производил продукцию для американских и европейских потребителей, дала удивительный импульс процветанию Китая, Японии, Южной Кореи и Тайваня. В 1990 году только 46% азиатской торговли осуществлялось внутри континента, поскольку огромные объемы товаров направлялись на Запад. Однако к 2021 году эта цифра достигла 58%, что ближе к европейскому уровню в 69%. Расширение региональной торговли также привело к увеличению потоков капитала, что еще больше связывает страны. Наступила новая эра азиатской торговли, которая изменит экономическое и политическое будущее континента.

Его появление началось с развития сложных цепочек поставок, сосредоточенных сначала в Японии в 1990-х годах, а затем в Китае. Промежуточные товары — компоненты, которые в конечном итоге станут частью готовой продукции — вскоре начали перемещаться через границы в больших количествах. За ними последовали прямые иностранные инвестиции ( пии ). Сейчас азиатские инвесторы владеют 59% объема прямых иностранных инвестиций в своем регионе, исключая финансовые центры Гонконга и Сингапура, по сравнению с 48% в 2010 году. В Индии, Индонезии, Малайзии, Южной Корее и Японии доля прямых инвестиций из Азия выросла более чем на десять процентных пунктов, составив от 26% до 61%.

После мирового финансового кризиса 2007–2009 годов трансграничное банковское дело также стало более азиатским. До того, как разразился кризис, на долю местных банков приходилось менее трети зарубежных кредитов региона. На их долю сейчас приходится более половины, воспользовавшись отступлением западных финансистов. Огромные государственные банки Китая шли впереди. Зарубежные кредиты Промышленно-коммерческого банка Китая увеличились более чем вдвое с 2012 по прошлый год, достигнув $203 млрд. Японские мегабанки также расширили свою деятельность, чтобы избежать узкой маржи внутри страны, как это сделали сингапурский United Overseas Bank и Oversea-Chinese Banking Corporation.

Присутствие западных правительств также уменьшилось. В недавнем опросе исследователей, бизнесменов и политиков Юго-Восточной Азии, проведенном Институтом Юсофа Исхака в Сингапуре, около 32% респондентов заявили, что, по их мнению, Америка является самой влиятельной политической силой в регионе. Однако лишь 11% респондентов назвали ее самой влиятельной экономической державой. Государственные инвестиции из Китая в остальную часть континента в рамках инициативы «Пояс и путь» привлекли внимание, но официальная помощь и инвестиции при поддержке правительства из Японии и Южной Кореи также растут.

Эти тенденции, вероятно, будут ускоряться. Перед лицом ухудшения отношений между Америкой и Китаем компании региона, которые полагаются на китайские заводы, ищут альтернативы в Индии и Юго-Восточной Азии. В то же время немногие боссы планируют полностью покинуть Китай, а это означает, что потребуются две азиатские цепочки поставок, а также некоторое удвоение инвестиций. Торговые соглашения ускорят этот процесс. Исследование, опубликованное в прошлом году, показало, что Региональное всеобъемлющее экономическое партнерство, широкий, но неглубокий пакт, подписанный в 2020 году, увеличит инвестиции в регион. Напротив, в результате выхода Америки из торгового соглашения Транстихоокеанского партнерства в 2017 году у азиатских экспортеров мало шансов получить больший доступ к американскому рынку.

Необходимость создания новых цепочек поставок означает, что транспорт и логистика являются еще одной областью, в которой внутриазиатские инвестиции, вероятно, увеличатся, отмечает Сабита Пракаш из частной кредитной фирмы adm capital. Сочетание инвесторов, ищущих надежный доход, с проектами, ищущими финансирование (миссия таких частных кредитных компаний), было прибыльным занятием в Азии и, вероятно, станет более привлекательным. Размер рынка частного кредитования в Юго-Восточной Азии и Индии вырос примерно на 50% в период с 2020 по середину 2022 года, почти до 80 миллиардов долларов. Другие крупные инвесторы также обращаются к инфраструктуре. Gic, суверенный фонд благосостояния Сингапура, который управляет частью валютных резервов страны, тратит большие средства на строительство, необходимое для новых цепочек поставок.

Изменения в азиатских сбережениях и демографии также ускорят экономическую интеграцию. Китай, Гонконг, Япония, Сингапур, Южная Корея и Тайвань поднялись в ряды зарубежных инвесторов, став одними из крупнейших в мире. Эти более богатые и старые части континента экспортировали поразительные объемы капитала в остальную часть региона, причем денежные средства поступали в результате недавно установленных торговых связей. В 2011 году более богатые и старые страны Азии инвестировали около 329 миллиардов долларов в сегодняшних деньгах в более молодые и бедные экономики Бангладеш, Камбоджи, Индии, Индонезии, Малайзии, Филиппин и Таиланда. Десять лет спустя эта цифра выросла до 698 миллиардов долларов.

Шелковые потоки

В Индии и Юго-Восточной Азии «урбанизация все еще происходит, и капитал следует этим тенденциям», — говорит Рагху Нараин из инвестиционного банка Natixis.

 Мало того, что более крупные города требуют больше инвестиций в инфраструктуру, но и новые компании, лучше приспособленные к городской жизни, могут процветать. По словам г-на Нарайна, азиатская трансграничная деятельность по слияниям и поглощениям ( m & a ) меняется и становится все более похожей на ту, что наблюдается в Европе и Северной Америке. Несмотря на то, что объемы сделок с Китаем и за его пределами значительно замедлились, деятельность по слияниям и инвестициям стала более распространенной в других странах. Японские банки, столкнувшиеся с низкими процентными ставками и медленно растущей экономикой внутри страны, жадны до сделок. За прошедший год Sumitomo Mitsui Financial Group и Mitsubishi скупила индонезийские, филиппинские и вьетнамские финансовые фирмы.

Между тем, рост потребления в Азии делает местную экономику более привлекательной в качестве рынков. В то время как в Европе около 70% потребительских товаров импортируется из местного региона, только 44% приходится на Азию. Вероятно, это изменится. По данным исследовательской компании World Data Lab, из 113 миллионов человек, которые, как ожидается, в следующем году войдут в глобальный потребительский класс (тратят более 12 долларов в день в долларах 2017 года с поправкой на покупательную способность), около 91 миллион будет проживать в Азии. Несмотря на то, что рост доходов в Китае замедляется после десятилетий расширения, другие страны ускорят этот темп. Ожидается, что в пяти крупнейших экономиках региона АСЕАН, а именно в Индонезии, Малайзии, Филиппинах, Сингапуре и Таиланде, в период с 2023 по 2028 год импорт будет расти на 5,7% в год, что является самым быстрым темпом среди всех регионов.

Эти региональные торговые модели будут означать возврат к более нормальному положению дел. Глобальная экспортная модель, которая обеспечила уровень жизни на уровне стран первого мира во многих частях Азии и стимулировала инвестиции из дальних стран, была продуктом уникальных исторических обстоятельств. Количество товаров, которые перемещаются из промышленных городов континента в Америку, намного выше, чем можно было бы предсказать, исходя из относительного размера соответствующих экспортных и импортных рынков, а также расстояния между ними. Действительно, в документе Института экономических исследований асеан и Восточной Азии говорится, что экспорт машин из Северо-Восточной и Юго-Восточной Азии в Северную Америку в 2019 году был более чем в два раза выше, чем можно было бы предположить по таким факторам.

Более тесные коммерческие связи еще теснее свяжут деловые циклы азиатских экономик. Несмотря на постоянное использование доллара в трансграничных сделках и сохраняющуюся склонность азиатских инвесторов к рынкам, котирующимся на Западе, исследование Азиатского банка развития, проведенное в 2021 году, пришло к выводу, что азиатские экономики в настоящее время более подвержены побочным эффектам экономических потрясений в Китае, чем в Америке. Это стало очевидным в последние месяцы, когда спад в торговле Китая ударил по экспортерам в Южной Корее и Тайване. Увеличение торговли, не только промежуточными частями, но и готовой продукцией для потребления, означает, что валюты континента и решения в области денежно-кредитной политики будут все больше синхронизироваться.

Это будет иметь политические последствия. Америка сохранит влияние на безопасность в Азии, но ее экономическое значение снизится. Местные бизнесмены и политики будут более заинтересованы и восприимчивы к своим соседям, а не к клиентам и странам, расположенным дальше. Учитывая, что местные фабрики все еще строятся, потребление растет и имеется большой объем сбережений все более пожилых вкладчиков Азии, отчаянно нуждающихся в финансировании проектов, высшая точка региональной интеграции еще не достигнута. Новая эра азиатской торговли будет более ориентирована на местный рынок и менее ориентирована на Запад. То же самое произойдет и с самим континентом. 

От admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *