Тезисно

• Иностранные инвесторы активно инвестируют в японские акции, что привело к росту их стоимости.

• Слабая иена способствует росту японских акций, но может привести к снижению доходов японских экспортеров.

• Банк Японии не повышает ставки, что может привести к ужесточению политики и росту инфляции.

• Доходы сотрудников в Японии сокращаются, что может негативно повлиять на экономику.

• Реформы корпоративного управления в Японии не могут преодолеть сложные валютные условия.

• Японская экономика сталкивается с трудностями, и дихотомия между застойным состоянием и возрождением становится менее актуальной.

Иностранные туристы вновь хлынули в Японию с тех пор, как она вновь открылась для поездок в конце 2022 года, компенсируя трехлетнее отсутствие во время пандемии covid-19. Слабость иены привела к некоторым выгодным сделкам для этих недавно прибывших. Впервые за гораздо более длительный период инвесторы также в восторге от выгодных предложений, которые можно найти на японских фондовых рынках. К сожалению, подобно путешественникам, которые проносятся по Токио на картинках в костюмах Марио и Луиджи, многие сейчас рискуют переборщить в своем новообретенном энтузиазме.

С января по август иностранцы купили японских акций на сумму 6,1 трлн йен (40 млрд долларов), что представляет собой самый большой номинальный приток за тот же период с 2013 года. Согласно опросу Bank of America, в настоящее время больше управляющих фондами имеют избыточный вес в акциях страны (то есть инвестируют больше, чем обычно), чем когда-либо почти за пять лет. Возвращение инвесторов на рынки Японии было вызвано оптимизмом в отношении реформ корпоративного управления, поскольку компании все чаще подвергаются активизации инвесторов и, следовательно, возвращают наличные деньги. Громкие выигрышные ставки на японские торговые компании, сделанные Уорреном Баффетом, известным инвестором, придали импульс. Как и тот факт, что японские акции в этом году выросли на 13% в долларовом выражении по сравнению с 10%-ным ростом во всем мире.

Весь этот оптимизм скоро подвергнется испытанию. В конце концов, росту японских акций способствовали не только перспективы реформы корпоративного управления; это также поразительно дешевая иена, и это может продлиться недолго. Валюта торгуется на уровне 149 йен за доллар, что является самым слабым показателем за три десятилетия — снижение на 23% с конца 2021 года. Японские экспортеры, которые сталкиваются с внутренними издержками, но получают большую часть своих доходов за рубежом, извлекли огромную выгоду из такого положения дел.

Слабость иены была вызвана огромными различиями в процентных ставках, при этом потоки капитала перемещались в высокодоходные активы. В отличие почти от всех других центральных банков, Банк Японии (boj) отказался повышать ставки: его краткосрочная процентная ставка остается на уровне -0,1%. Тем не менее, наблюдатели все чаще ожидают, что Банк Японии изменит свое решение, отказавшись от ограничения доходности десятилетних государственных облигаций и повысив ставки впервые с 2007 года. “Базовая инфляция” в Японии, которая исключает цены на свежие продукты питания и энергоносители, составляет 4,3%, что намного выше целевого показателя центрального банка. Даже небольшое повышение ставки окажет давление на правительство, у которого в прошлом году чистый долг был эквивалентен 163% ВВП Японии, что в два раза превышает средний показатель по богатому миру.

Некоторые думали, что благотворный цикл умеренной инфляции и более сильного роста заработной платы, возможно, наконец-то возвращается в Японию после десятилетий оцепенения, что сделало бы более высокие ставки и укрепление иены менее назойливыми. Но после нескольких месяцев ожидания появляется мало свидетельств того, что заработная плата действительно растет. Доходы сотрудников упали на 2% в реальном выражении за последний год и на 8% за последнее десятилетие. Соотношение числа вакансий к числу соискателей, которое в 2018 и 2019 годах составляло около 1,6, сейчас составляет 1,3 и скорее падает, чем растет. Таким образом, если Банк Японии будет втянут в ужесточение политики, это произойдет не из-за многообещающего восстановления. Скорее всего, это произойдет из-за внешнего давления. Поскольку цены на нефть колеблются выше 90 долларов за баррель, инфляция импорта энергоносителей со временем отразится на других ценах.

Даже если Банку Японии удастся настоять на своем, разрыв между американскими и японскими процентными ставками вряд ли сильно увеличится, поскольку Федеральная резервная система приостановила повышение ставок. Таким образом, временные последствия ослабления иены начнут ослабевать для японских компаний. Падение курса иены в очередной раз повысит доходы, поскольку иностранные доходы увеличились в иеновом выражении по сравнению с предыдущим годом. Однако, если иена не продолжит падать, поддержка будет разовой. Если американская экономика ослабнет, и инвесторы начнут ожидать снижения процентных ставок, иена почти наверняка резко вырастет по отношению к доллару, что приведет к обратному ослаблению зарубежных доходов.

Реформы японского корпоративного управления не стоит обнюхивать, и некоторые обанкротившиеся компании все еще предоставляют возможности. Однако этих светлых пятен будет недостаточно, чтобы преодолеть макроэкономический мрак, который сейчас окутывает Японию. Иногда кажется, что глобальные инвесторы способны помнить только об одном, когда речь заходит о стране: Япония либо находится в застойном состоянии, без особой надежды на спасение, либо находится на пороге возрождения, определяющего эпоху. Сегодня эта дихотомия неприменима. Подавляющая положительная тенденция в корпоративном управлении Японии должна быть сопоставлена с более сложной ситуацией, с которой она сталкивается на валютных рынках.

От admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *