Тезисно

Введение западных санкций в отношении России в 2022 году вызвало беспрецедентный экономический кризис в стране. По сравнению с Ираном, который уже более десяти лет находится под санкциями, Россия остается намного более сильной и более рыночной экономикой. Однако российская санкционная ситуация примечательна тем, что во многом развивается в русле иранской — и по структуре введенных Западом санкций, и по алгоритму сопротивления им.

Анализу иранского опыта пребывания под санкциями и тому, какие выводы из него можно сделать для России, посвящена статья специалистов Института экономики РАН Наталии Смородинской и Даниила Катукова. Авторы статьи отмечают, что если в Иране введение коллективных санкций в 2011 году мгновенно подорвало нефтяную отрасль, бюджет и экономику, то Россия в аналогичной ситуации 2022 года сумела отложить развертывание санкционного кризиса, заработать валютные сверхдоходы и даже повысить побочные издержки участников санкционной коалиции.

Однако уже в 2023 году российская экономика столкнулась с рядом негативных последствий, с которыми сталкивался из-за санкций и Иран, хоть и не в таких масштабах — сжатием нефтегазовых доходов бюджета и ослаблением макрофинансовой стабильности.

В контексте иранского опыта эксперты Института экономики выделили несколько «трудно решаемых» проблем, которые могут встать перед Россией как сырьевой экономикой, когда в дальнейшем ей придется проходить «наиболее проблемную, стрессовую фазу санкционного кризиса».

Неспособность уйти от сырьевой специализации

Одной из главных проблем, по мнению авторов статьи, является неспособность уйти от сырьевой специализации. Россия и Иран являются крупными экспортерами нефти и газа, и обе страны зависят от этих доходов для обеспечения бюджета и финансирования экономики. Санкции, ограничивающие торговлю нефтью и газом, наносят серьезный удар по этим странам.

В случае Ирана это привело к тому, что экономика страны фактически разделилась на две части: экспортную, ориентированную на страны, не входящие в санкционный режим, и внутреннюю, ориентированную на внутренний спрос. Это позволило Ирану частично компенсировать потери от санкций, но также привело к снижению уровня жизни населения и замедлению экономического роста.

Россия также столкнулась с этой проблемой. В 2022 году Россия увеличила экспорт нефти и газа в страны, не входящие в санкционный режим, но это не позволило полностью компенсировать потери от сокращения экспорта в страны Запада. В результате российская экономика столкнулась с дефицитом бюджета и падением курса рубля.

Уязвимость к внешним шокам

Еще одной проблемой, которую отмечают авторы статьи, является уязвимость к внешним шокам. Санкции, ограничивающие торговлю и инвестиции, делают страны более уязвимыми к внешним шокам, таким как снижение цен на сырье или изменение конъюнктуры рынка.

В случае Ирана это привело к тому, что экономика страны оказалась в уязвимом положении перед внешними шоками. Например, в 2020 году снижение цен на нефть привело к резкому сокращению доходов бюджета Ирана и вызвало экономический кризис.

Россия также столкнулась с этой проблемой. В 2023 году снижение цен на нефть привело к сокращению доходов бюджета России и замедлению экономического роста.

Сложности в модернизации экономики

Санкции также затрудняют модернизацию экономики. В условиях санкций правительствам становится сложнее привлекать иностранные инвестиции, которые необходимы для развития новых технологий и отраслей экономики.

В случае Ирана это привело к тому, что экономика страны оказалась в технологическом тупике. Иран не смог модернизировать свою экономику и повысить ее конкурентоспособность.

Россия также сталкивается с этой проблемой. Санкции затрудняют доступ России к новым технологиям и оборудованию, что замедляет процесс модернизации экономики.

Выводы

Анализ иранского опыта пребывания под санкциями позволяет сделать ряд выводов для России. Во-первых, России необходимо диверсифицировать экономику и снизить зависимость от экспорта сырья. Во-вторых, Россия должна укреплять свою финансовую систему и делать ее более устойчивой к внешним шокам. В-третьих, Россия должна активнее развивать сотрудничество с другими странами, не входящими в санкционный режим.

Реализация этих мер позволит России снизить уязвимость к санкциям и повысить способность противостоять им.

От admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *