В Красном море, через которое проходит 10% мировой морской нефти, американские войска делают все возможное, чтобы отразить атаки беспилотников йеменских повстанцев-хуситов. 3 января местные протесты остановили добычу на важнейшем нефтяном месторождении Ливии. Сильная засуха в Амазонии может затруднить поставки кукурузы из Бразилии, крупнейшего в мире экспортера зерна.

И все же на сырьевых рынках почему-то царит спокойствие. После пары лет двузначного роста индекс Bloomberg Commodity, ориентир, который учитывает цены на сырье, упал более чем на 10% в 2023 году. Цены на нефть, составляющие чуть менее 80 долларов за баррель, снизились на 12% за последний квартал и, следовательно, значительно ниже уровня 2022 года. Цены на газ в Европе колеблются вблизи самого низкого уровня за два года. Зерно и металлы также дешевы. Эксперты ожидают большего в этом году. Что именно нужно, чтобы потрясти рынки?

После последовательных потрясений, которые привели к росту цен в начале 2020-х годов, рынки адаптировались. Спрос, сдерживаемый подавлением потребления, был относительно сдержанным. Но именно реакция предложения на повышение цен в форме увеличения производства и перестановки торговых потоков делает мир сегодня более устойчивым к потрясениям. Инвесторы спокойны, поскольку уровень предложения многих сырьевых товаров выглядит лучше, чем с конца 2010-х годов.

Возьмем, к примеру, нефть. В 2023 году увеличилась добыча в странах, не входящих в Организацию стран-экспортеров нефти и ее союзников, группы, известной как опек +, оказалось достаточным для покрытия роста мирового спроса. Это подтолкнуло альянс сократить добычу примерно на 2,2 млн баррелей в день (б/д), что эквивалентно 2% мировых поставок, в попытке сохранить стабильные цены. Тем не менее, рынок едва не достиг профицита в последнем квартале. Компания Kpler, занимающаяся данными, прогнозирует средний переизбыток предложения в 550 000 баррелей в сутки в первые четыре месяца 2024 года, чего будет достаточно, чтобы пополнить запасы почти на ту же величину, на которую они сократились в жаркие летние месяцы. Новые баррели будут поступать из Бразилии, Гайаны и особенно из Америки, где рост эффективности компенсирует сокращение количества буровых установок.

В Европе безумные закупки с начала российской войны и мягкая зима помогли сохранить уровень хранения газа на уровне около 90% от мощности, что значительно выше среднего показателя за пять лет. При условии нормальной погоды и отсутствия серьезных сбоев, к концу марта они должны оставаться заполненными примерно на 70%, прогнозирует консалтинговая компания Rystad Energy, которая легко превысит целевой показатель Европейской комиссии в 45% к 1 февраля. Обильные запасы будут сдерживать цены на газ не только в Европе, но и в Азии, что, в свою очередь, будет стимулировать более широкий переход с угля на газ в производстве электроэнергии во всем мире. Это поможет снизить цены на уголь, которые уже снизились из-за огромного роста добычи в Китае и Индии.

Добыча лития и никеля также быстро растет; ситуация с кобальтом, побочным продуктом производства меди и никеля, остается устойчивой, что снижает цены на зеленый металл. Увеличение посевов зерновых и соевых бобов (за пределами Украины) и благоприятная погода побуждают экспертов прогнозировать рекордный урожай в 2024-2025 годах, после пышных 2023-2024 годов. Это приведет к увеличению среднего соотношения запасов к потреблению у экспортеров продуктов питания, ключевого фактора, определяющего цены, с 13% до 16%, уровня, который последний раз наблюдался в 2018–2019 годах, говорит Rabobank, голландский кредитор.

Обильное предложение предполагает спокойное первое полугодие. После этого профицит может сократиться. Добыча нефти в странах, не входящих в опек , может стабилизироваться. Задержки в реализации некоторых американских проектов по созданию терминалов по сжижению газа, экспорт которых первоначально планировался в 2024 году, подорвут усилия Европы по пополнению запасов газа. Низкие цены на зерно снизят прибыль фермеров, ставя под угрозу посевы. Рынки будут более подвержены потрясениям, из которых выделяются три: резкий экономический подъем, плохая погода и военные взрывы.

Независимо от того, удастся ли крупным экономикам рецессии, темпы глобального роста, как ожидается, будут медленными, что подразумевает умеренный рост спроса на сырье. Ожидается, что инфляция также снизится, поэтому сырьевые товары будут менее привлекательными в качестве финансового хеджирования. Но сюрприз не является невозможным. Это выглядит менее вероятным в Китае, обычном лидере сырьевых рынков, чем в Америке, где процентные ставки могут вскоре быть снижены, а инфраструктурное разорение набирает обороты. Банк Liberum подсчитал, что повышение прогноза ежегодного роста мирового ввп на один процентный пункт приведет к увеличению спроса на сырьевые товары на 1,5%.

Необычная погода будет иметь более глубокое воздействие. Зима в Европе еще не закончилась, о чем свидетельствует только начавшееся похолодание. Длительное замораживание газа может заставить Европу использовать дополнительные 30 миллиардов кубометров газа, или 6-7% от ее обычной потребности, считает Ристад. Это может подтолкнуть регион к более агрессивной конкуренции с Азией за поставки. Климатический сюрприз будет еще более разрушительным для рынков пшеницы, не в последнюю очередь, если он затронет Россию, крупнейшего экспортера, у которого с 2022 года были рекордные урожаи. Кладовая для покрытия дефицита пустеет. Из-за роста потребления, которое в этом сезоне достигнет рекордов, мировые запасы пшеницы уже приближаются к самым низким уровням с 2015-2016 годов.

А как насчет войны? Через Черное море перевозится четыре пятых российского экспорта продовольствия, как и 2 миллиона баррелей сырой нефти в сутки. Взаимодействие военно-морских сил может привести к толчку цен, хотя рост добычи в странах опек + и международное давление с целью защиты поставок продовольствия успокоят рынки. Вспышки на Красном море, вызванные, возможно, продолжительной американской кампанией против хуситов, могут вызвать 15-процентный скачок цен на нефть, говорит Хорхе Леон из Rystad, хотя это тоже может длиться недолго. Война с участием Ирана и других стран Персидского залива, где сегодня находится большая часть неиспользуемых производственных мощностей, на самом деле может вызвать хаос. Потенциал ужасающих цен, предсказанных в марте 2022 года, когда баррели по цене 200 долларов казались возможными, может вернуться.

Потребуется что-то экстремальное – или сочетание менее экстремальных, но все же маловероятных событий – чтобы ошеломить сырьевые рынки. Кажется, это не совсем утешение. За это десятилетие они несколько раз были ошеломлены столь же невероятными событиями.

От admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *