Тезисно

В какой-то момент экономический рост Америки разочарует ожидания. Однако на данный момент, похоже, 2023 год завершился так же, как и предыдущие несколько лет, с еще одним расширением, которое превзошло прогнозы. Последние данные показывают, что за последние три месяца года экономика росла в годовом исчислении примерно на 2,5%, что более чем в два раза превышает средние ожидания аналитиков в начале квартала.

Хотя такая динамика приветствуется, она усложняет перспективы, поскольку Федеральная резервная система обдумывает, когда начать снижать процентные ставки. Сила Америки широка. Инвестиции в производственные мощности взлетели до рекордного уровня благодаря субсидиям администрации Байдена на производство электромобилей и полупроводников. Повышенные ставки по ипотечным кредитам привели к значительному падению продаж существующих домов, но застройщики отреагировали на нехватку домов на одну семью на рынке, наращивая строительство. Правительство остается опорой для роста – хотя и вызывает беспокойство с точки зрения долгосрочной финансовой устойчивости – с его дефицитом, составляющим около 7% ВВП, что практически беспрецедентно в мирное время без рецессии.

Самое главное, что американские потребители остаются неукротимыми, игнорируя ожидания сокращения личных расходов. Два фактора помогают объяснить их устойчивость. Сбережения, накопленные домохозяйствами во время пандемии Covid-19 благодаря финансовой щедрости правительства, продолжают служить им буфером. Экономисты отделения ФРС в Сан-Франциско подсчитали, что по состоянию на ноябрь домохозяйства имели около $290 млрд избыточных сбережений по сравнению с ожидаемым базовым уровнем. Более того, ограниченность рынка труда привела к устойчивому росту заработной платы, особенно для работников с низкими доходами, которые, в свою очередь, имеют более высокую склонность к расходам. Поскольку инфляция взята под контроль, рост реальной заработной платы выглядит еще более существенным.

Эти различные источники силы способствовали бурному штурму Америки в третьем квартале 2023 года, когда годовой рост составил 4,9%. Некоторое замедление было вполне естественным после такого быстрого расширения. Еще в начале октября аналитики прогнозировали рост всего на 0,7% в последнем квартале 2023 года. Но последние данные модели реального времени ФРС Атланты, которая оказалась надежным ориентиром для последних показателей ВВП, указывают на то , что вместо этого к годовому росту на 2,5%. Хотя показания будут колебаться по мере поступления новых данных, вероятность ошибки сокращается по мере приближения даты публикации данных о ввп ; следующий 25 января. В 2023 году рост в целом, вероятно, составит около 2,5%, что впечатляет, учитывая, что большинство экономистов ожидали, что Америка будет заигрывать с рецессией.

Что делает этот рост еще более поразительным, так это то, что он произошел в то же время, когда инфляция снизилась. Предпочитаемый ФРС показатель инфляции — индекс цен расходов на личное потребление ( pce ) — достиг 2,6% в ноябре по сравнению с годом ранее, по сравнению с 7% в середине 2022 года. Еще более обнадеживает то, что базовые цены pce, которые исключают волатильные цены на продукты питания и энергию, выросли всего на 2,2% в годовом исчислении за последние три месяца, что соответствует цели ФРС в 2%. Дезинфляция была вызвана снижением цен на товары, поскольку цепочки поставок оправились от сбоев, вызванных пандемией.

Это привело к появлению сценария «лучшее из обоих миров»: устойчивый рост и затухающая инфляция. Такая благоприятная комбинация может позволить ФРС снизить ставки в ближайшие месяцы не потому, что экономический рост замедляется, а потому, что она хочет избежать чрезмерных монетарных ограничений. Джером Пауэлл, председатель ФРС, похоже, озвучил эти надежды после заседания центрального банка в середине декабря, когда он заявил, что снижение ставок «может быть просто признаком того, что экономика нормализуется и не нуждается в жесткой политике». Его слова вызвали рост как акций, так и облигаций.

Однако сильный рост указывает на менее приятный сценарий: падение инфляции является ложным сигналом. Хотя цены на товары снизились, цены на многие услуги продолжают расти более быстрыми темпами, чем до пандемии. Цены на жилье даже выросли в 2023 году, несмотря на то, что ставки по ипотечным кредитам выросли до 8%, самого высокого уровня за два десятилетия. Поскольку в декабре ставки по ипотечным кредитам снова упали ниже 7%, перспектива дальнейшего ускорения роста рынка недвижимости выглядит весьма угрожающе. Смягчение финансовых условий в результате снижения ставок поддержит экономический рост, но также будет способствовать возобновлению ценового давления.

Если инфляция восстановится, у ФРС не будет иного выбора, кроме как поддерживать высокие процентные ставки, возможно, возродив опасения рецессии, которые почти исчезли. Эти риски помогают объяснить, почему Джон Уильямс, президент ФРБ Нью-Йорка, охладил самые лихорадочные спекуляции о неизбежном снижении ставок после комментариев г-на Пауэлла в прошлом месяце. Он сказал, что «просто преждевременно даже думать об этом». Вероятно, также преждевременно праздновать выход Америки из последних нескольких лет жестокой инфляции, почти не нанеся синяка на ее экономику.

От admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *