Тезисно

К 2050 году появится новый урожай экономических держав – если все пойдет по плану. Нарендра Моди, премьер-министр Индии, хочет, чтобы ввп его страны на душу населения превысил порог высокого дохода Всемирного банка за три года до этого. Лидеры Индонезии считают, что у них есть время до середины столетия, когда старение населения начнет тормозить экономический рост, чтобы догнать богатые страны. Середина века также является окончательным финалом многих реформ Мухаммада бин Салмана «Видение 2030». Наследный принц Саудовской Аравии хочет превратить свою страну из производителя нефти в диверсифицированную экономику. Другие более мелкие страны, в том числе Чили, Эфиопия и Малайзия, имеют свои собственные схемы.

Они сильно различаются, но у всех есть что-то общее: захватывающие дух амбиции. Официальные лица Индии полагают, что для достижения цели Моди потребуется рост ввп на 8% в год – на 1,5 процентных пункта больше, чем страна добилась в среднем за последние три десятилетия. Индонезии потребуется рост на уровне 7% в год по сравнению со средним показателем в 4,6% за тот же период. Ненефтяная экономика Саудовской Аравии должна будет расти на 9% в год по сравнению со средними 2,8%. Хотя 2023 год был удачным для всех троих, ни в одном из них не наблюдался такой темп роста. Очень немногие страны поддерживают такой рост в течение пяти лет, не говоря уже о 30.

Не существует и очевидного рецепта безудержного роста. Чтобы повысить благосостояние, экономисты обычно предписывают либерализирующие реформы, подобные тем, которые продвигались МВФ и Всемирным банком с 1980-х годов под названием «Вашингтонский консенсус». Среди наиболее широко принятых мер – трезвая бюджетная политика и устойчивый обменный курс. Сегодня технократы призывают к более мягким правилам конкуренции и приватизации государственных компаний. Однако эти предложения в конечном итоге направлены на устранение барьеров на пути роста, а не на его ускорение. Действительно, Уильям Истерли из Нью-Йоркского университета подсчитал, что даже среди 52 стран, политика которых наиболее соответствовала Вашингтонскому консенсусу, рост ввп в среднем составлял всего 2% в год с 1980 по 1998 год. Моди и принц Мухаммед не желают ждать — они хотят развиваться быстро.

Цель состоит в том, чтобы добиться стремительного роста, который был достигнут странами Восточной Азии в 1970-х и 1980-х годах. По мере распространения глобализации они максимально использовали большую и дешевую рабочую силу, получая преимущество на рынках автомобилей (Япония), электроники (Южная Корея) и фармацевтики (Сингапур). Промышленность строилась за протекционистскими стенами, ограничивавшими импорт, а затем процветала, когда поощрялась торговля с остальным миром. Позже иностранные компании привезли с собой ноу-хау и капитал, необходимые для производства более сложных и прибыльных товаров, что привело к повышению производительности.

Поэтому неудивительно, что лидеры развивающихся стран по-прежнему с энтузиазмом относятся к производству. В 2015 году Моди объявил о планах увеличить долю промышленности в ввп Индии с 16% до 25%. «Продавайте где угодно, но делайте в Индии», — призвал он лидеров бизнеса. Камбоджа надеется удвоить экспорт своих фабрик, за исключением одежды, к 2025 году. Кения хочет, чтобы ее производственный сектор рос на 15% в год.

Однако есть загвоздка. Индустриализацию провести еще труднее, чем 40 или 50 лет назад. В результате технического прогресса для производства, скажем, пары носков требуется меньше рабочих, чем когда-либо. В Индии для управления фабрикой в ​​2007 году требовалось в пять раз меньше рабочих, чем в 1980 году. Во всем мире промышленность сейчас работает за счет навыков и капитала, которых в богатых странах имеется в изобилии, а не за счет рабочей силы, а это означает, что большой и дешевой рабочей силы не хватает. Дольше открывается путь к экономическому развитию. Поэтому у Моди и других есть новый план действий: они хотят прыгнуть вперед и перейти к передовому производству. Зачем шить носки, если можно травить полупроводники?

Эта «чрезвычайная одержимость созданием продуктов на передовых технологиях», как выразился бывший советник индийского правительства, иногда приводит к старомодному протекционизму. Индийские компании могут продавать где угодно, но г-н Моди хочет, чтобы индийцы покупали индийскую продукцию. Он объявил о запрете на импорт всего: от ноутбуков до оружия.

Но не весь протекционизм старомоден. Со времени последней вспышки в Индии в 1970-х годах субсидии и налоговые льготы в основном заменили запреты на импорт и лицензирование. В то время каждая инвестиция, превышающая определенный порог, должна была быть одобрена государственным служащим. Теперь высокопоставленные чиновники получили приказ от г-на Моди привлечь инвестиции на сумму 100 миллиардов долларов в год, а премьер-министр заявил, что привлечение производителей микросхем является одной из его главных экономических целей. «Производственные стимулы» предоставляют налоговые льготы для каждого компьютера или ракеты, произведенных в стране, а также для другой высокотехнологичной продукции. В 2023 году такие субсидии стоили 45 миллиардов долларов, или 1,2% ввп, по сравнению с 8 миллиардами долларов или около того, когда схема была запущена тремя годами ранее. Аналогичным образом, Малайзия предлагает подачки фирмам, занимающимся облачными вычислениями, и помогает оплатить расходы на строительство заводов в стране. Кения строит пять безналоговых промышленных парков, которые будут готовы к 2030 году, и планирует построить еще 20.

В некоторых местах был достигнут ранний успех. Производственный сектор Камбоджи в прошлом году произвел на три процентных пункта больше ввп страны, чем пять лет назад. Фирмы, стремящиеся диверсифицировать свою деятельность в Китае, соблазнились низкими затратами, субсидиями для высокотехнологичного производства и государственными инвестициями. Однако в других местах дела обстоят сложнее. В Индии доля промышленного производства в ввп остается стабильной — г-н Моди не собирается достичь своей цели в 25% к следующему году. Такие громкие имена, как Apple и Tesla, разместили свои бренды на одном или двух заводах, но не проявляют особого желания делать инвестиции, которые они когда-то расточали в Китае, который предлагает превосходную инфраструктуру и более образованную рабочую силу.

Опасность заключается в том, что, стремясь привлечь высокотехнологичное производство, страны в конечном итоге повторяют катастрофы прошлого. С 1960 по 1991 год доля обрабатывающей промышленности в ввп Индии удвоилась. Но когда в 1990-е годы были сняты защитные барьеры, ничто не было достаточно дешевым для экспорта в остальной мир. На этот раз риск особенно велик, поскольку г-н Моди считает производство синонимом «самообеспеченности» — или способности Индии производить все, что ей нужно, особенно технологии, которые идут на вооружение. Наряду с Индонезией и Турцией Индия входит в группу стран, которые рассматривают обогащение как путь к более сильному геополитическому положению, увеличивая вероятность неправильного направления инвестиций.

Зеленый большой палец

Эти недостатки как базового производства, так и попыток прыгнуть вперед помогают убедить некоторые страны попробовать другой подход: привлечение отраслей, использующих их природные ресурсы, особенно металлы и минералы, способствующие переходу к «зеленой» экономике. Правительства стран Латинской Америки заинтересованы в этом. То же самое касается Демократической Республики Конго и Зимбабве. Но именно Индонезия лидирует, и делает это с поразительной жесткостью. С 2020 года страна запретила экспорт бокситов и никеля, из которых она производит 7% и 22% мировых поставок. Чиновники надеются, что, сохраняя жесткий контроль, они смогут заставить нефтепереработчиков переехать в страну. Затем они хотят повторить этот трюк, убеждая следовать каждому этапу цепочки поставок, пока индонезийские рабочие не начнут производить все, от компонентов аккумуляторов до ветряных турбин.

Чиновники также предлагают «пряник» в виде денег и льгот. Индонезия находится в разгаре инфраструктурного бума: расходы в период с 2020 по 2024 год должны достичь $400 миллиардов, что более чем на 50% больше в год, чем в 2014 году. Это включает в себя финансирование как минимум 27 многомиллиардных промышленных парков, включая построенный парк Калимантан. на 13 000 гектаров бывшего тропического леса Борнея стоимостью 129 миллиардов долларов. Другие страны также предлагают подсластители. Фирмы, желающие установить солнечные панели в Бразилии, получат субсидии на их строительство там же. Боливия национализировала свою литиевую промышленность, но ее новым государственным конгломератам будет разрешено создавать совместные предприятия с китайскими компаниями.

Такой подход – попытка масштабировать цепочку поставок энергии – не имеет прецедентов. Самые нефтедобывающие страны мира в основном отправляют свою нефть за границу. Действительно, более 40% мировых нефтеперерабатывающих мощностей сосредоточено в Америке, Китае, Индии и Японии. Саудовская Аравия перерабатывает менее четверти того, что производит; Saudi Aramco, ее государственный нефтяной гигант, перерабатывает нефть на севере Китая. Эксперименты с запретами на экспорт в основном касались более простых товаров, таких как древесина в Гане и чай в Танзании. Напротив, получение никеля, достаточно чистого для использования в электромобилях, из поставок Индонезии чрезвычайно сложно, отмечает Мэтт Гейгер из хедж-фонда mjg capital. Для этого потребуются заводы трех разных типов, и затем никель должен пройти еще через несколько, прежде чем попасть в автомобиль.

Ископаемое топливо сделало некоторые районы Персидского залива богатыми, но почти каждая отрасль промышленности в мире постоянно потребляет нефть. Нет никакой гарантии, что прибыль от «зеленых» металлов будет хоть сколько-нибудь такой же большой. Батареи требуют замены только раз в несколько лет. Чиновники Международного энергетического агентства, глобальной организации, полагают, что отдача от экологически чистых товаров достигнет пика в ближайшие несколько лет, после чего она пойдет на спад. Более того, технологическое развитие может внезапно снизить аппетит к некоторым металлам (скажем, если другой тип химического состава аккумуляторов станет доминирующим).

Тем временем бенефициары ископаемого топлива пробуют совершенно другую стратегию: заново изобрести перевалочный пункт. Страны Персидского залива хотят быть местом, где мир ведет бизнес, приветствуя торговлю со всех уголков земного шара и обеспечивая убежище от геополитической напряженности, особенно между Америкой и Китаем. К 2050 году мир должен достичь нулевых выбросов. Хотя страны Персидского залива богаты, их экономика все еще развивается. Местная рабочая сила менее квалифицирована, чем в Малайзии, но получает зарплату, сопоставимую с зарплатой в Испании. Это делает иностранных рабочих необходимыми. В Саудовской Аравии они составляют три четверти всей рабочей силы.

Объединенные Арабские Эмираты ( оаэ ) были одной из первых стран в регионе, которые провели диверсификацию. Основное внимание уделяется таким отраслям, как судоходство и туризм, которые могут способствовать развитию другого бизнеса, а также высокотехнологичным отраслям, таким как искусственный интеллект ( ии ) и химическая промышленность. Абу-Даби уже является домом для аванпостов Лувра и Нью-Йоркского университета и планирует зарабатывать деньги на космических путешествиях для туристов. Катар строит Education City, кампус, который будет стоить 6,5 миллиардов долларов и раскинуться на 1500 гектарах, работая как индустриальный парк для университетов, в котором расположены филиалы десяти университетов, включая Северо-Западный и Университетский колледж Лондона.

Другие страны Персидского залива также принимают участие. Саудовская Аравия надеется, что потоки иностранных инвестиций увеличатся до 5,7% ВВП в 2030 году по сравнению с 0,7% в 2022 году, и тратит баснословные суммы денег на достижение этой цели. За последнее десятилетие Государственный инвестиционный фонд вложил в страну 1,3 триллиона долларов — больше, чем прогнозируется в соответствии с Законом о сокращении инфляции, промышленной политикой президента Джо Байдена в Америке. Фонд тратит средства на все: от футбольных команд и нефтехимических заводов до совершенно новых городов. Промышленная политика никогда не проводилась в таких масштабах. Дэни Родрик из Гарвардского университета и Натаниэль Лейн из Оксфордского университета подсчитали, что в 2019 году Китай потратил на собственные усилия 1,5% ввп. в прошлом году Саудовская Аравия выделила суммы, эквивалентные 20% ввп.

Каждый победитель

Проблема с разбрасыванием такого большого количества денег заключается в том, что становится трудно увидеть, что работает, а что нет. Производители в Омане, производящие продукцию от алюминия до аммиака, могут бесплатно получить фабрику в одном из новых индустриальных парков страны, покупать материалы с помощью щедрых грантов и выплачивать зарплату своим работникам, занимая дешевые займы у акционеров, в число которых обычно входит правительство. Они могут даже использовать экспортные субсидии для продажи за границу по более низкой цене. Как можно определить, какие компании переживут все эти деньги, а какие без них рухнут?

Одно уже до боли ясно. Частный сектор в Персидском заливе еще не начал развиваться. Почти 80% всего ненефтяного экономического роста за последние пять лет в Саудовской Аравии было обеспечено за счет государственных расходов. Хотя впечатляющие 35% женщин Саудовской Аравии в настоящее время работают в составе рабочей силы, по сравнению с 20% в 2018 году, общий уровень участия в рабочей силе в остальной части Персидского залива остается низким. Исследователи из Гарварда обнаружили, что закон, принятый в 2011 году, согласно которому саудовцы должны составлять определенную часть штата сотрудников фирмы (например, 6% всех работников в сфере «зеленых технологий» и 20% в страховании), снизил производительность и не сделал ничего, чтобы изменить ситуацию. игла по частной занятости.

В конечном итоге, несколько стран дойдут до статуса стран с высоким уровнем дохода. Возможно, расходы ОАЭ на ии окупятся. Возможно, новые технологии сделают мир более зависимым от никеля, что пойдет на пользу Индонезии. Население Индии слишком молодо, чтобы его рост мог полностью застопориться. Но все три стратегии, используемые странами, стремящимися разбогатеть, — переход к высокотехнологичному производству, использование «зеленого» проихводства и новое изобретение перевалочного пункта — представляют собой рискованные игры, причем дорогостоящие. Даже на этом раннем этапе можно извлечь несколько уроков.

Во-первых, государство сейчас гораздо более активно участвует в экономическом развитии, чем когда-либо в последние десятилетия. Каким-то образом экономика должна перейти от аграрной бедности к диверсифицированным отраслям, способным конкурировать с конкурентами в странах, которые были богатыми на протяжении веков. Для этого необходима инфраструктура, исследования и государственная экспертиза. Это также может потребовать кредитования по ставкам ниже рыночных. Это означает, что определенное участие государства в этом процессе неизбежно, и что политикам придется выбрать победителей. Несмотря на это, правительства теперь вмешиваются гораздо чаще. Многие потеряли терпение к Вашингтонскому консенсусу. Выгоды от самых простых реформ, таких как создание независимых центральных банков и министерств, укомплектованных профессиональными экономистами, уже получены; институты, которые когда-то обеспечивали его соблюдение (а именно, мвф и Всемирный банк), являются тенями самих себя.

Сегодня политики в развивающихся странах следуют примеру Китая и Южной Кореи. Мало кто помнит интервенционистские безумства своей страны. В 1960-х и 1970-х годах не только жители Восточной Азии с энтузиазмом экспериментировали с промышленной политикой; многие в Африке были такими же. На протяжении большей части десятилетия оба региона росли одинаковыми темпами. Однако с середины 1970-х годов стало очевидно, что политики в Африке сделали неверные ставки. Долговой кризис положил начало десятилетию, известному как «африканская трагедия», в течение которого экономики континента сокращались в среднем на 0,6% в год. Позже, в 2000-х годах, саудовские чиновники безуспешно потратили большие средства на развитие нефтехимической промышленности, забывая, что доставка нефти за границу обходится дешевле, чем платить людям за работу дома.

Гаечный ключ в работе

Во-вторых, ставки высоки. Большинство стран потратили огромные суммы на то, чтобы следовать выбранному ими пути. Для небольших экономик, таких как Камбоджа или Кения, результатом может стать финансовый кризис, если что-то пойдет не так. В Эфиопии это уже произошло: гражданская война сопровождалась дефолтом по долгам. Даже более крупные страны, такие как Индия и Индонезия, не смогут позволить себе второй шаг в развитии. Законопроект от их нынешних усилий, если они потерпят неудачу, и стоимость старения населения оставит их без финансового пространства. Более богатые страны также ограничены, хотя и другим ресурсом: временем. Саудовской Аравии необходимо развиваться до того, как спрос на ее нефть упадет, иначе у нее останется мало способов поддержать своих граждан.

В-третьих, меняется способ экономического роста стран. Согласно работе г-на Родрика, производство было единственным видом деятельности, где бедные страны повышали свою производительность более быстрыми темпами, чем богатые страны, и таким образом догоняли их. Современная промышленность может не предлагать таких же преимуществ. Вместо того, чтобы тратить время на попытки сделать фабричные процессы хоть немного более эффективными, рабочие в странах, пытающихся разбогатеть, все чаще добывают зеленые металлы (работая в отрасли с заведомо низкой производительностью), обслуживают туристов (еще один низкопроизводительный сектор) и собирают электронику (а не изготовление более сложных компонентов). Все это означает, что гонка за богатством в 21 веке будет более изнурительной, чем в 20 веке.

От admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *