Тезисно

Это частично метафора, частично миф и частично история. Томас Гоббс считал, что жизнь там была отвратительной, жестокой и короткой. Джон Локк не согласился с этим, заявив, что именно здесь люди впервые научились владеть вещами. Жан-Жак Руссо описал его как место, где люди рождались свободными, прежде чем оказались в плену цепей. Роберт Нозик думал, что люди настолько отчаянно пытались избежать этого, что результат был неизбежен: создание государства.

Идеи о «естественном состоянии» — о том, как люди жили до того, как политика организовалась в правительства — на протяжении веков привлекали внимание философов. Выяснить, произошло ли все так, как предполагалось, было практически невозможно. И все же размышления о том, что бы люди делали без правительства, помогли ответить на глубокие вопросы. Каковы пределы политической власти? Является ли современное государство тем, что граждане могли бы свободно выбирать?

Теперь, после всех этих теоретизирований, трое экономистов полагают, что у них есть некоторые эмпирические ответы. По мнению Роберта Аллена из Нью-Йоркского университета в Абу-Даби, Леандера Хелдринга из Северо-Западного университета и Маттиа Бертаццини из Ноттингемского университета, ключом к пониманию возникновения современной политики является не метафора, а постоянное изменение русла древних рек в Ираке. Первые государства, утверждают они в статье, опубликованной в American Economic Review, были склеены не как убежища от насилия, как считал Гоббс, а благодаря экономике.

Берега Тигра и Евфрата, двух самых длинных рек Ирака, являются домом для некоторых из старейших поселений в мире. Месопотамия, где 5000 лет назад была разработана первая известная система письменности, заслужила репутацию «колыбели цивилизации». Пути этих рек меняются, поскольку наводнения и засухи затопляют их русла. Когда наступила смена, некоторые древние фермеры остались без воды для посевов.

Г-н Аллен и его соавторы исследуют, было ли время изменения русла реки каким-либо образом связано с ростом количества и размеров поселений. Они делают это, изучая эффект первого зарегистрированного сдвига, произошедшего в 2850 году до нашей эры. Это предоставило фермерам нечто близкое к выбору, который представляли себе философы, строящие теории о состоянии природы. Те, кого оставила река, могли вернуться к кочевничеству. Или они могли бы объединиться, чтобы построить ирригационные системы для переправки воды из далеких рек.

Таким образом, философский вопрос превращается в нечто вроде лабораторного эксперимента, только поставленного тысячи лет назад и простирающегося на сотни миль в поперечнике. Более того, результаты эксперимента очевидны. Квадрат 5х5 км в бассейне, оставленном рекой, через 150 лет после сдвига имел на 14% больше шансов иметь поселение, отмеченное общественным зданием, таким как храм или рынок, чем за 50 лет до него. На каждой площади на 12% чаще был построен канал — форма искусственного орошения, которая делала возможным ведение сельского хозяйства вдали от рек. Было создано пять новых городов и только три заброшены. Эснунна, город на новом притоке реки, стал намного больше.

Это, по словам г-на Аллена и его соавторов, является свидетельством того, что первые государства были созданы фермерами, сотрудничавшими по экономическим причинам. Сеть каналов была бы слишком большой ценой, чтобы ее можно было нести в одиночку. Но если распределить затраты, строительство окупилось для каждого. Подобные решения имели важное значение. Они представляют собой одни из самых ранних примеров того, как правительства предоставляли инфраструктуру в обмен на налоги, и, таким образом, положили начало самым ранним государствам.

Затем авторы делят многовековые размышления о происхождении государств на два лагеря. Первая, которая, по их словам, варьируется от Дарона Аджемоглу, влиятельного экономиста Массачусетского технологического института до Карла Маркса, предполагает, что государства в конечном итоге возникают в результате процесса социальных переговоров. Богатые и обладающие высоким статусом захватывают власть ради личной выгоды и периодически предоставляют услуги, такие как дорога, школа или полиция, чтобы удержать население на борту. Но если бы так было в Месопотамии, то поселения образовались бы именно в районах, куда смещалась река. В конце концов, они осваивали более богатые и плодородные сельскохозяйственные угодья, что приносило большие налоговые поступления.

Тот факт, что месопотамские фермеры, похоже, решили объединиться, когда река отступила, оказывает поддержку второму лагерю. Философы этой группы, в число которых входят Локк и Руссо, утверждают, что правительства возникли, когда люди решили координировать свои действия, обменивая свою свободу делать все, что они хотят, на государство, которое урегулирует споры и обеспечивает определенную степень безопасности. Г-н Аллен и его соавторы анализируют только Месопотамский Ирак, но они утверждают, что их результаты следует применять в более широком смысле к другим молодым государствам. Другими словами, правительства выбираются, а не навязываются своим гражданам.

Извилистый путь

Экономисты захватывают территории, которые чаще всего занимают политические теоретики. Исследование не является безупречным. Возможно, распространение поселений в рассматриваемый период объясняется неизвестным завоеванием. Возможно, авторы ошибаются и в других местах эта закономерность не сохраняется. Еще до того, как ее реки начали течь, в Месопотамской долине уже существовало шесть городов и еще множество поселений, а некоторые существовали уже тысячу лет. Авторы утверждают, что их интересует только то, как формируются новые правительства, но есть шанс, что они на самом деле зафиксировали распространение старых правительств.

Тем не менее статья является смелой и ценной. Философы на протяжении веков пытались объяснить, почему возникают государства. Слишком мало времени было потрачено на размышления о том, могли ли сыграть роль экономические факторы. Хотя преобразование естественного состояния в определенное время и место означает потерю некоторой его сложности, это открывает двери для такого рода экспериментов, которые могли только представить себе более ранние философы. Если бы Гоббс или Локк могли изучить что-то, приближенное к тому естественному состоянию, о котором они теоретизировали, они наверняка попытались бы это сделать.

От admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *