Тезисно

• Обвал рубля к доллару привел к тому, что рубль стал самой дешевой валютой в мире.

• Санкции и контроль за движением капитала изолировали Россию от международной финансовой системы.

• Ограничение цен на нефть влияет на стоимость экспорта и импорта России.

• Дешевая валюта повышает рублевую стоимость нефтяных доходов правительства и стоимость импорта.

• Банк России может повысить процентные ставки, но это не привлечет “горячие деньги”.

• Усиление контроля за движением капитала может остановить поток, но это потребует времени.

• Прямое вмешательство на валютных рынках может быть вариантом, но резервы России заморожены Западом.

• Правительство может сократить расходы и импорт или столкнуться с инфляцией и высокими процентными ставками.

Российский рубль сейчас стоит меньше одного цента: 14 августа его стоимость упала ниже 100 за американский доллар. Валюта сейчас самая дешевая, и в этом году она стала одной из худших в мире, уступая только вечно проблемным аналогам, таким как аргентинское песо, венесуэльский боливар и турецкая лира.

К концу дня Банк России объявил о проведении экстренного заседания 15 августа. Ожидается, что чиновники повысят процентные ставки. Это был первый раз, когда политикам пришлось экстренно вмешаться на начальном этапе.

Часто валютные обвалы вызваны нервозностью международных инвесторов или бегством внутреннего капитала. Тем не менее, торговля рублем, особенно по отношению к доллару, остается слабой. Санкции и контроль за движением капитала оставили Россию изолированной от международной финансовой системы. Поэтому вместо того, чтобы отражать агрегированные мнения тысяч спекулянтов, поведение рубля отражает хрестоматийную экономическую модель, действуя как барометр относительного потока экспорта из страны (который приносит иностранную валюту) против импорта (который должен быть оплачивается этими заработками).

С тех пор, как в декабре большая семерка крупных богатых стран ввела потолок цен на российскую нефть в размере 60 долларов, стоимость экспорта резко упала. Доходы России в долларовом выражении с января по июль были на 15% ниже, чем за тот же период прошлого года, и этот факт лишь частично объясняется более низкой мировой ценой на нефть. Импорт резко вырос, поскольку правительство ведет СВО покупает для этого товары. За первые семь месяцев года положительное сальдо счета текущих операций России, показатель того, насколько больше иностранной валюты страна получает, чем тратит, сократилось на 86% до 25 миллиардов долларов.

С одной стороны, это говорит о влиянии ограничения цен на нефть. Попытки уклониться от политики — через разговоры о стоимости доставки или перевалке грузов «темными флотами» — не компенсируют принуждение продавать нефть со скидкой. Но, с другой стороны, это говорит о том, что Россия находит способы продолжать импортировать товары. Экспорт Германии в более дружелюбные страны – соседи России, например, подозрительно подскочил.

Дешевая валюта повышает стоимость нефтяных доходов правительства в рублях, но также увеличивает стоимость импорта. В июне Андрей Белоусов, вице-премьер России, заявил, что тогдашняя стоимость 80-90 рублей за доллар была оптимальной для бюджета страны, экспортеров и импортеров. Когда в прошлом году рубль значительно укрепился благодаря доходам от продажи нефти, российское правительство с удовольствием рекламировало это как свидетельство неэффективности западных санкций. Теперь эта уверенность сменилась беспокойством. 14 августа Максим Орешкин, советник г-на Путина, написал колонку, в которой подчеркнул важность сильного рубля и возложил вину за падение валюты на центральный банк.

Неясно, сможет ли Банк России многое сделать в краткосрочной перспективе. Изоляция страны означает, что более высокие процентные ставки вряд ли привлекут «горячие деньги» (спекулятивные фонды, стремящиеся к краткосрочной прибыли). Вместо этого в центре внимания окажется российская столица, которой сейчас грозит бегство. Усиление контроля за движением капитала, введенное в 2022 году и немного ослабленное в этом году, могло бы остановить поток, но потребуется время, чтобы оно дало эффект.

Еще одним вариантом является прямое вмешательство в валютные рынки. Центральный банк уже сократил покупки иностранной валюты. Согласно бюджетному правилу, Россия покупала другие валюты в обмен на рубли, если у нее был профицит доходов от нефти и газа, чтобы наращивать резервы. 9 августа это правило было отменено. Согласно официальным данным, на начало августа валютные резервы страны составляли 587 миллиардов долларов, что свидетельствует о том, что у центрального банка есть огневая мощь, чтобы поддержать стоимость рубля, если он того пожелает. Проблема в том, что около 300 миллиардов долларов этих резервов заморожены Западом.

Это оставляет правительству выбор. Он мог бы сократить расходы, в том числе на свои вооруженные силы, чтобы сократить импорт. В качестве альтернативы и, по всей вероятности, боль примет на себя гражданская экономика. Растущая инфляция и более высокие процентные ставки ослабят покупательную способность простых россиян, заставив их покупать меньше иностранных товаров. Таким образом, судьбу российской экономики будут решать не суждения международных финансистов. Это гораздо более несчастная ситуация, в которой можно оказаться в ловушке.

От admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *