Тезисно

  • Милтон Фридман оказал влияние на идеи Хавьера Милея о долларизации экономики Аргентины.
  • Долларизация экономики предполагает замену песо на доллар США и избавление от центрального банка.
  • Долларизация может привести к непредсказуемости процентных ставок и затруднению проведения денежно-кредитной политики.
  • Аргентина может столкнуться с проблемами, такими как дефолты и невозможность погашения существующих долгов.
  • Милей предлагает сократить государственный сектор и продать государственные фирмы и долг для привлечения капитала.
  • Аргентине может потребоваться дефолт, а не долларизация, для начала нового этапа развития.

Милтон фридман играет важную роль в личной и политической жизни возможного следующего президента Аргентины. Идеи Хавьера Милея, которые привели его к неожиданной победе на праймериз в стране в августе, взяты из идей самого выдающегося экономиста свободного рынка 20-го века. Фридман повлиял как на мнение Милея об идеальном размере государства (крошечного), так и на его роли в экономике (несуществующей). Восхищение Милеи настолько глубоко, что он окрестил одного из четырех своих домашних мастифов в честь Фридмана. Бывший преподаватель экономики рассказал в недавнем интервью, что Милтон и другие его собаки, названные в честь экономистов, составляют «лучший стратегический комитет в мире».

Самым далеко идущим из предложений Милеи, вдохновленных Фридманом, является долларизация экономики. Это потребует замены песо долларом США и избавления от центрального банка Аргентины, который г-н Милей называет «худшим во вселенной». Он преувеличивает, но лишь немного. Экономика Аргентины находится в руинах. Годовая инфляция находится на уровне 113%. Центральный банк исчерпал свои доллары. Стоимость песо по отношению к американской валюте снизилась вдвое с начала года. Короче говоря, пришло время радикального мышления. К сожалению, долларизация скорее станет проклятием, чем решением проблем Аргентины.

Когда страна привязывает свою экономику к чужой валюте, она отказывается от проведения собственной денежно-кредитной политики. Процентные ставки будут определяться Федеральной резервной системой, что сделает их более предсказуемыми и практически невозможными манипулировать ими. Для страны с такой неоднозначной репутацией, как Аргентина, это облегчило бы ряд головных болей. Большинство аргентинцев все равно используют доллары. Официальное признание такого положения вещей позволило бы общественности избежать хлопот, связанных с конвертацией американской валюты в песо и обратно. Обменные курсы долларов, самой торгуемой валюты в мире, не будут зависеть от происходящего в Аргентине, стране с довольно маленькой экономикой, а это означает, что стоимость валюты больше не будет колебаться. Эта формула, по крайней мере на какое-то время, поддерживала относительно стабильную ситуацию в Эквадоре после долларизации в 2000 году.

Однако главная причина заключается в том, что Аргентине будет запрещено печатать наличные деньги. Фридман критически относился к центральным банкам, будучи убежденным, что большинство из них слишком слабы, чтобы сдерживать инфляцию, поскольку это означает твердое противостояние давлению со стороны политиков, которые хотят облегчить оплату счетов или позволить экономике перегреться во время выборов. Как сразу отмечает г-н Милей, центральный банк Аргентины был одним из самых безответственных. Долларизация сделает печатные станки недоступными. Это означает, утверждают сторонники, что сокращение штата и окончание долгой борьбы с инфляцией станет лишь вопросом времени.

Однако у этого аргумента есть проблема: он основывается на нереалистично розовом взгляде на правительства. Он предполагает, что политики, осознавая, что они больше не могут обращаться к центральному банку в случае кризиса, автоматически сократят свои заимствования до безопасного уровня. Это было бы правдой, если бы единственной причиной, по которой правительства занимали слишком много, было то, что они знали, что центральный банк их выручит. В действительности, большинство правительств берут займы, потому что существует огромное давление, чтобы сделать это. Кредиторы нуждаются в погашении. Бюрократию необходимо реструктурировать. Оппозиционные партии подталкивают должностных лиц к расходам. И, что самое важное, избиратели начинают ожидать определенных услуг от государства. Отсутствие печатных станков не может перевесить эти опасения.

Когда случается катастрофа, в долларовой экономике ситуация становится пугающей. Не существует центрального банка, который мог бы выступать в качестве кредитора последней инстанции как для правительства, так и для банковской системы. Таким образом, дефолты становятся гораздо более вероятными. Банки, которые можно было бы спасти с помощью чрезвычайной ликвидности, терпят крах, а правительству не хватает долларов для покрытия вкладов, в результате чего миллионы остаются в кармане. Более того, большая часть заимствований к тому времени может осуществляться в соответствии с американским законодательством, что поставит правительство в затруднительное положение в любых переговорах о реструктуризации.

Действительно, Эквадор в настоящее время переживает многие из негативных последствий долларизации. Когда эта политика была введена, она сразу же стабилизировала цены. Но это также не смогло остановить бюджетный дефицит правительства. С тех пор политики прибегают ко все более творческим способам финансирования законопроекта, подталкивая страну к соглашению с мвф в 2019 году.

Милей потрясён
Будущее, в котором Аргентина попадет в катастрофу, легче предвидеть, чем будущее, в котором политики будут принимать трудные решения, необходимые для успеха долларизации. Бюджетный избыток был проблемой на протяжении большей части столетия. За последние 65 лет страна получила 22 спасения от МВФ, в результате чего фонд настолько истощился, что отказался требовать от страны безубыточности. Ряд левых правительств создали обширное государство всеобщего благосостояния и огромную бюрократию. Г-н Милей обещает сокращения на 15% ввп государственному сектору, на долю которого приходится 38% ввп , но затрудняется определить, откуда они будут взяты.

Есть масса других проблем. Важным вопросом является то, как правительство Милея найдет 40 миллиардов долларов, которые, по мнению его команды, необходимы для перехода на доллары. В настоящее время Аргентина не может даже выплатить долг мвф , которому она задолжала 44 миллиарда долларов. Исчерпав американскую валюту, центральный банк вместо этого сжигает юани, заимствованные у Китая. Г-н Милей предложил продать государственные компании и государственный долг в оффшорном фонде, чтобы собрать необходимый капитал. Трудно представить, что покупателей будет много.

Кто бы ни пришел к власти в декабре, он начнет с ужасной позиции. Забудьте о поиске денег для обеспечения долларизации. Все большее число экономистов считают, что страна снова неплатежеспособна, а это означает, что ей будет практически невозможно погасить существующие долги. Цены на облигации страны отражают тот факт, что финансовые рынки рассчитывают на очередную реструктуризацию долга. Чтобы начать все сначала, Аргентине, возможно, придется объявить дефолт, а не долларизировать.

От admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *