Тезисно

• Экономика Китая выросла на 4,9% в третьем квартале 2023 года, что является самым быстрым ростом с 2013 года.

• Почти 95% роста обусловлено потреблением, что свидетельствует об осторожности домохозяйств.

• Спрос на долгосрочные кредиты растет, а норма сбережений снизилась до 30% доходов.

• Безработица в городах сократилась до 5%, а средняя продолжительность рабочей недели увеличилась.

• Китайская политика поручила банкам снизить процентные ставки по ипотечным кредитам.

• Рынок недвижимости остается слабым, объем жилой площади, проданной застройщиками, сократился на 21%.

• Угроза дефляции продолжается, а цены на товары и услуги падают почти на 1,4%.

• МВФ применяет решительные действия по реструктуризации проблемных застройщиков и помощи домохозяйствам.

В недавнем опросе Bank of America управляющие фондами в Азии выразили свою «усталость и разочарование» слабым ростом Китая и отсутствием согласованной реакции правительства.

На первый взгляд, экономические данные, опубликованные 18 октября, должны их воодушевить. Цифры показали, что экономика Китая выросла на 4,9% в третьем квартале по сравнению с годом ранее – быстрее, чем ожидалось. А его рост по сравнению с предыдущим кварталом был еще сильнее: 5,3% в годовом исчислении. Теперь у экономики не должно возникнуть проблем с достижением поставленной правительством цели роста «около 5%» на этот год. Банк ubs повысил прогноз на 2023 год с 4,8% до 5,2%.

Источник роста также был обнадеживающим. Почти 95% этой суммы приходится на потребление, отметил Шэн Лайюнь из Национального бюро статистики Китая. Есть признаки того, что осажденные домохозяйства страны, возможно, выходят из своих ракушек. Спрос на долгосрочные кредиты растет; По словам И Сюна из Deutsche Bank, норма сбережений с поправкой на сезон упала ниже 30% располагаемого дохода впервые после пандемии.

Одной из причин этого может быть улучшение ситуации на рынке труда. Безработица в городах снизилась до 5% в сентябре с 5,2% в предыдущем месяце, а средняя рабочая неделя увеличилась. Долговое бремя домохозяйств также немного облегчилось. Китайские политики поручили банкам снизить процентные ставки по непогашенным ипотечным кредитам в соответствии с более низкими ставками, доступными для новых. 13 октября центральный банк объявил, что процентная ставка по существующим ипотечным кредитам на сумму 21,7 трлн юаней (3 трлн долларов США) снижена на 0,73 процентных пункта, что должно высвободить более 100 млрд юаней покупательной способности в год.

Однако хорошие новости для домохозяйств не сопровождались хорошими новостями для домов. Рынок недвижимости остается опасно слабым. Объем жилой площади, проданной застройщиками в сентябре, был на 21% ниже, чем в прошлом году. Китайским застройщикам все чаще приходится достраивать здания, прежде чем они смогут их продать. На долю завершенных зданий в сентябре пришлось почти четверть продаж по сравнению с менее чем 13% в 2021 году.

Угроза дефляции также сохраняется. Годовой номинальный рост Китая, включая инфляцию, составил 3,5% в третьем квартале, что ниже реального показателя с поправкой на инфляцию. Это предполагает, что цены на товары и услуги упали почти на 1,4%, второе падение подряд что делает текущий период худшим дефляционным периодом в Китае с 2009 года.

Таким образом, усталость и разочарование не должны уступать место самоуспокоенности. На ежегодном собрании мвф Пьер-Оливье Гуринша, главный экономист фонда, призвал правительство Китая к «силовым действиям» по реструктуризации испытывающих трудности застройщиков, сдерживанию финансовых опасностей и перераспределению бюджетных мер для помощи домохозяйствам.

Правительство предприняло некоторые шаги. Это позволило растущему числу местных органов власти выпускать «облигации рефинансирования», которые помогут погасить просроченные платежи поставщикам и заменить более дорогую задолженность перед механизмами финансирования местных органов власти. Власти, похоже, стремятся предотвратить дефолт любого из этих транспортных средств.

Но сохранение финансовой стабильности – это не то же самое, что возобновление экономического роста. Усилия правительства по стимулированию спроса до сих пор носили частичный и неохотный характер. Его страх сделать слишком много, похоже, перевешивает страх сделать слишком мало. Поскольку официальная цель роста уже близка, у политиков теперь может возникнуть соблазн подождать и посмотреть, как будет развиваться восстановление, прежде чем предпринимать дальнейшие стимулы. Перед лицом враждебной Америки и турбулентной геополитики она, похоже, стремится сохранить свой финансовый порох сухим.

Тем не менее, трудно понять, как дефляция укрепляет позиции Китая. Сейчас МВФ считает, что цены в Китае, измеряемые дефлятором ввп, в этом году упадут по сравнению с прошлым годом. В сочетании со слабостью юаня ввп может сократиться в долларовом выражении. Действительно, по мнению фонда, в ближайшие пять лет экономика Китая не будет превосходить американскую.

Контраст с апрельским прогнозом мвф разительный. За шесть месяцев фонд сократил совокупный ввп Китая за период с 2023 по 2028 год на более чем 15 триллионов долларов в сегодняшних долларах. Лишь немногие экономики могут сравниться с масштабами Китая. И это включает в себя масштабы разочарований.

От admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *