Тезисно

• Дональд Трамп ввел больше новых тарифов на американский импорт, чем любой другой президент почти за столетие.

• Протекционизм Трампа сделал Америку беднее, мало помог экспортерам и подпитывал инфляцию.

• Трамп рассматривает возможность введения повсеместного сбора в размере 10% на все товары, ввозимые в Америку.

• Прямые издержки тарифов могут быть велики, поскольку тарифы действуют как налог на потребителей и наносят ущерб большинству производителей.

• Тарифы могут разорвать связи Америки с ее союзниками и угрожать разрушением глобальной торговой системы.

Эквиваленты никогда не бывают так хороши, как оригинал. И хотя оригинал был ужасен, есть еще больше причин опасаться следующего эпизода. Так и с «Тарифником, часть вторая». В Белом доме Дональд Трамп ввел больше новых пошлин на американский импорт, чем любой другой президент почти за столетие. Его философия была проста: «Я – тарифник. Когда люди или страны приходят совершить набег на огромные богатства нашей страны, я хочу, чтобы они заплатили за такую ​​привилегию».

Протекционизм Трампа сделал Америку беднее, мало что сделал для помощи экспортерам и способствовал все еще бушующей инфляции. Если он выиграет номинацию в президенты от республиканцев (вероятный результат) и выиграет выборы (слишком близко, чтобы это можно было назвать), он пообещал ускорить ситуацию. Он обдумывает возможность введения общего налога в размере, возможно, 10% на все товары, ввозимые в Америку. Одним махом его планы более чем утроят средний американский тариф. Прямые издержки будут достаточно серьезными, поскольку тарифы будут действовать как налог на потребителей и наносить ущерб большинству производителей. Однако они также подорвут связи Америки с ее союзниками и пригрозят разрушить глобальную торговую систему.

Чтобы почувствовать эффект, оглянитесь назад. 23 января 2018 года, через год после того, как г-н Трамп был приведен к присяге, он начал с тарифов, затрагивая стиральные машины и солнечные батареи. Пару месяцев спустя он занялся алюминием и сталью. Через несколько месяцев это были китайские товары. К 2021 году американские пошлины составили 3% от общей стоимости импорта страны, что вдвое превышает уровень, когда Трамп вступил в должность. Пошлины на китайский импорт выросли с 3% до 19%, подсчитал Чад Баун из Института международной экономики Петерсона, аналитического центра.

Первой целью Трампа было сокращение торгового дефицита. Он считал, что тарифы заставят другие страны подчиниться, заставив их пересмотреть политику в пользу Америки. Примечательно, что он заявил, что «торговые войны – это хорошо, и их легко выиграть». Но вместо сокращения дефицит увеличился. Вместо того чтобы пойти на уступки, Китай утроил пошлины в отношении Америки. Многие союзники также приняли ответные меры.

Последствия были печальными. Отрасли, защищенные тарифами, получили выгоду, получив большую долю рынка и более высокие прибыли. Большинство других пострадало. Американская комиссия по международной торговле ( usitc ), двухпартийное агентство, обнаружила, что отрасли, расположенные ниже по течению от производителей, изнеженных тарифами, сталкиваются с более высокими ценами на факторы производства и более низкой прибыльностью. По оценкам Института Петерсона, потребители стали фактически платили дополнительно 650 000 долларов за каждое рабочее место, созданное в сталелитейной промышленности. Исследования подсчитали, что почти все затраты понесли американцы, а не иностранные производители. США обнаружили рост цен на американский импорт почти один к одному после введения пошлин на Китай .

Трамп, несомненно, преуспел в одном отношении. Он помог переделать политику. Согласно недавнему опросу Чикагского совета по глобальным вопросам, аналитического центра, 66% американцев считают, что правительство должно ввести ограничения на импорт иностранных товаров, чтобы защитить рабочие места внутри страны, по сравнению с 60% в 2018 году. В 2019 году Джо Байден раскритиковал тарифы как дорогостоящую политику. Придя к власти, он лишь немного отбросил их назад. Набор налогов, взимаемых с Китая, остается неизменным. Каковы бы ни были преимущества отмены тарифов, Белый дом, похоже, опасается ответной реакции из-за мягкого подхода к Китаю.

В то же время Байден разработал огромную промышленную политику, подкрепленную субсидиями на электромобили, морскую ветроэнергетику, полупроводники и тому подобное на сумму более 1 триллиона долларов. Это более вдумчивый и целенаправленный подход, чем подход Трампа, но он, похоже, по-прежнему не приведет к возрождению производства, является очень дорогостоящим и, расточая субсидии американским заводам, дискриминирует другие страны. Короче говоря, это скорее трампизм.

Насколько хуже может стать ситуация? Если г-н Трамп победит на президентских выборах в 2024 году, мир может обнаружить, что ответ будет таков: «Довольно много». В августе Трамп дал интервью телеканалу Fox Business Ларри Кадлоу, его бывшему экономическому советнику и давнему медийному деятелю. Трамп выдвинул две идеи. Во-первых, все иностранные фирмы, осуществляющие продажи в Америке, будут облагаться налогом в размере 10%. Во-вторых, если какая-либо страна введет высокий тариф на что-либо американское, она ответит точно таким же тарифом. «Назовите это возмездием», — сказал Трамп. «Взаимность», — вставил г-н Кадлоу, используя более вежливый ярлык.

Происхождение этих идей можно проследить до мыслителей, которые разрабатывали политику во время президентства Трампа и работают над новыми, более детальными планами. Роберт Лайтхайзер, торговый представитель США при Трампе, недавно изложил свое видение в книге «Никакая торговля не является свободной». Одна из его идей — универсальный тариф на весь импорт, который будет использоваться в качестве рычага для приведения торговых потоков Америки в баланс, чтобы страна больше не имела большого дефицита. Г-н Лайтхайзер не будет ограничивать тариф до 10%. Скорее, пишет он, Америке следует вводить сбор «по постепенно возрастающей ставке из года в год, пока мы не достигнем баланса».

Коалиция консервативных групп «Проект 2025» в начале этого года опубликовала книгу, содержащую схемы почти всех аспектов управления правительством во время второй администрации Трампа. В главе о торговле Питер Наварро, еще один экономический советник Трампа, выразил сожаление по поводу того, что такие страны, как Китай и Индия, взимают более высокие налоги на американские товары, чем Америка на свои, утверждая, что это привело к «систематической эксплуатации американских фермеров, владельцев ранчо». фабриканты и рабочие». В принципе, взаимности можно достичь двумя способами — либо убедив другие страны снизить тарифы, либо повысив Америкой свои собственные. Г-н Наварро не оставляет сомнений в своих предпочтениях.

Действие, реакция

Если г-н Трамп добьется своего, другие страны, вероятно, ответят введением собственных пошлин в отношении Америки. Распространение универсальных тарифов будет сродни гигантскому налогу на трансграничные транзакции, что сделает международную торговлю менее привлекательной. Между тем, надежды Трампа на сокращение торгового дефицита столкнутся с экономическими силами, которые фактически определяют баланс обмена между странами. В случае Америки решающим фактором является низкая норма сбережений в стране, которая почти наверняка сохранится в результате устойчиво высоких потребительских расходов и увеличения дефицита государственного бюджета.

Трамп указал на одно мнимое достоинство своих тарифов: они приносят доход. Комитет по ответственному федеральному бюджету, правозащитная группа, оценивает, что 10-процентный тариф может принести до 2,5 триллионов долларов дополнительных доходов в течение первого десятилетия его реализации, которые могут быть использованы для сокращения бюджетного дефицита Америки. Но эти деньги можно было привлечь и другими способами. Повышение тарифов просто означает их выбор в качестве налога вместо других, таких как, скажем, более высокий подоходный налог или налог на наследство.

У каждого налога есть плюсы (например, создание государственных доходов или препятствование плохому поведению) и минусы (например, нанесение ущерба экономическому росту или увеличение расходов для отдельных лиц). Минусы тарифов большие. Ахмад Лашкарипур из Университета Индианы считает, что глобальная тарифная война приведет к сокращению американского ввп примерно на 1%. Большинство стран пострадают от падения примерно на 3%. Влияние на более мелкие, зависимые от торговли экономики будет еще сильнее. Тарифы также являются регрессивными, поскольку они дважды наносят ущерб тем, кто имеет более низкие доходы. Они облагают налогом больше своих расходов, повышая цены на потребительские товары, и большую часть своих доходов, поскольку многие работают в таких отраслях, как строительство, которые сталкиваются с более высокими материальными затратами. Если большая часть тарифного счета будет передана американским потребителям, как это произошло в первом раунде тарифов г-на Трампа, 10-процентная пошлина обойдется каждому американскому домохозяйству примерно в 2000 долларов в год.

Ущерб от универсальных тарифов выйдет за рамки их экономического воздействия. Международная торговля и система, которая ее обеспечивает, построенная после Второй мировой войны, позволяет странам бросать вызов политике друг друга во Всемирной торговой организации ( вто ). Но роль вто в разрешении споров была отключена с 2019 года, когда администрация Трампа заблокировала назначения в свой апелляционный орган, не позволив этому институту выносить обязательные решения. В результате у стран, которые возражают против тарифов Трампа, не будет подходящего способа противостоять им. «Система развалится гораздо сильнее, чем даже во время его первого срока», — говорит Дуглас Ирвин из Дартмутского колледжа.

Г-н Байден не был образцом свободной торговли. Его промышленная политика построена на щедрых субсидиях, которые, стимулируя инвестиции в Америку, несправедливы по отношению к другим странам. Тем не менее, даже несмотря на некоторую неуклюжесть, он работал над созданием цепочек поставок и торговых сетей, которые сближают Америку и ее союзников. Это часть попытки, которая все еще находится в зачаточном состоянии, уменьшить зависимость от Китая. Пошлины Трампа повернут вспять прогресс Байдена. Это больше не будет Америка и (иногда сопротивляющиеся) друзья против Китая — это будет Америка против всего мира. «Трамп счел бы это знаком чести, если бы другие страны были недовольны. Он говорил: «Видите, я борюсь за вас, и мы им это навязываем», — предсказывает г-н Ирвин.

Трампу не хватит прямых полномочий для введения универсального тарифа. Конституция дает Конгрессу право регулировать торговлю; президент может вмешаться только при наличии особых оправданий. Ранее Трамп опирался на два закона: раздел 232 торгового закона позволяет президенту ограничивать импорт в целях защиты национальной безопасности (сомнительное основание для тарифов на сталь и алюминий); раздел 301 позволяет президенту вводить тарифы против страны с дискриминационным торговым поведением (более разумное основание для действий против Китая). Но оба требуют длительных расследований, что противоречит стремлению Трампа и его советников к быстрым исполнительным действиям.

Другой вариант — применить Закон о международных чрезвычайных экономических полномочиях, который Трамп использовал в 2020 году, чтобы приказать удалить TikTok и WeChat, китайских голиафов социальных сетей, из американских магазинов приложений. В этом сценарии Трамп объявит чрезвычайное положение в стране, а затем в качестве ответа объявит универсальный тариф. «Менее ясно, какое именно чрезвычайное положение будет объявлено в стране», — говорит Дженнифер Хиллман, бывший главный юрисконсульт торгового представителя сша . «Возможно, торговый дефицит угрожает конкурентоспособности Америки? Или что размер торгового дефицита является неприемлемым?»

Лишь немногие экономисты поддержали бы такое мышление. Это вовсе не слабость, аппетит к импорту проистекает из силы Америки. Страна имела дефицит на протяжении последних полувека, периода экономического доминирования. Что еще более важно, эксперты по правовым вопросам также отнесутся к декларации скептически. «Трамп будет изгибать закон в направлении, в котором он никогда не собирался применяться», — говорит Алан Вольф, ветеран торгового права. «Будут судебные иски, и они вполне могут быть успешными».

Взаимные тарифы могут показаться более аккуратными, но даже попытка ввести взаимные пошлины приведет к путанице. Г-н Наварро любит подчеркивать, что американские тарифы на автомобили составляют всего 2,5%, тогда как в Европейском Союзе они взимают 10%. Он упускает из виду, что Америка уже давно установила 25%-ный тариф на импорт пикапов, не говоря уже о огромных пошлинах на импорт некоторых пиломатериалов и некоторых продуктов питания. Любое построчное изучение тарифов выявило бы множество примеров, когда американские сборы выше, чем в других странах.

Действительно, руководящим принципом ВТО является то, что страны могут вести переговоры по различным категориям товаров для установления тарифов, которые защищают политически чувствительные сектора, при условии, что они в целом сохраняют тарифы на низком уровне. Предоставление странам права разрабатывать уникальные тарифные режимы является основной частью дипломатии. Чистая взаимность превратилась бы в абсурд.

В политическом плане Трамп также столкнется с оппозицией. Несмотря на его приверженность протекционизму, многие в Республиканской партии менее преданы этому делу. Рассмотрим «Проект 2025» — коалицию, разрабатывающую политические планы на второй срок Трампа. Она совершенно ясна по всем своим позициям, кроме позиции по торговле. Его глава, посвященная торговле, разделена на две части: призыв г-на Наварро к тарифам противопоставляется аргументу о свободной торговле Кента Лассмана из Института конкурентоспособного предпринимательства, аналитического центра. Г-н Лассман излагает то, что он называет «консервативным видением торговли», призывая к снижению тарифов для снижения потребительских цен, а также к более амбициозным торговым соглашениям.

Внутренние оппоненты Трампа получат поддержку из-за границы. Торговый представитель американского союзника говорит, что его правительство готово к введению тарифов в начале правления новой администрации Трампа и что у него и его коллег есть программа по ограничению ущерба, отточенная за четыре года пребывания Трампа у власти. Они будут работать с фирмами и политиками в республиканских округах, которые пользуются преимуществами торговли – от производителей кукурузы в Айове до автомобильной промышленности Теннесси – и попытаются убедить Трампа сделать исключения.

Тем не менее, чтобы разрешить юридические проблемы и лоббирование, потребуются месяцы, если не больше. Тем временем глобальная торговая система окажется в состоянии неопределенности. Другие правительства введут ответные пошлины на Америку. Работа Байдена по восстановлению связей с союзниками Америки будет разрушена. Поскольку компании пытаются оценить риски, они вполне могут стать более осторожными в своих инвестициях, что будет оказывать давление на экономический рост. Компании, осуществляющие трансграничные операции, столкнутся с необходимостью сокращения расходов. Меньшие страны, которые зависят от торговли, будут уязвимы.

Один из уроков первого пребывания Трампа в Белом доме заключается в том, что он может нанести огромный ущерб одним росчерком пера, и этот ущерб нелегко исправить. Большинство его тарифов все еще в силе. ВТО остается нейтральной . Идея «Америка прежде всего», которую он проповедовал, когда-то являвшаяся маргинальным предпочтением, теперь стала силой в политическом мейнстриме. Последствия второго президентства Трампа для мировой торговли будут серьезными и долгосрочными.

От admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *