Тезисно

С тех пор, как Хамас напал на Израиль и Израиль принял ответные меры, он лоббировал Иерусалим, чтобы разрешить помощь в Газе, курсировал между столицами Персидского залива, чтобы встретиться с арабскими лидерами, и останавливался в Аммане и Каире, чтобы попросить соседей Израиля помочь с беженцами и ранеными. Энтони Блинкен, госсекретарь Америки, выглядит немного уставшим.

Региональной войны пока удалось избежать. Но в остальном американские политики, к сожалению, мало что могут показать своими многочисленными полетами. Лишь немногие люди покинули сектор Газа, туда было доставлено недостаточно продовольствия и медикаментов, а страны региона по-прежнему неохотно обсуждают, как может закончиться война, особенно что может произойти после Хамаса. После своего второго тура по региону, завершившегося 5 ноября, г-н Блинкен подчеркнул, что «все это находится в стадии разработки».

Экономическая мощь Америки была краеугольным камнем ее дипломатии на протяжении десятилетий. В начале войны надеялись, что финансовое вознаграждение сможет убедить Египет принять беженцев из Газы и добиться большего сотрудничества с Иорданией и Ливаном. Все три страны балансируют на грани финансового краха – им нужна помощь. Проблема в том, что у Вашингтона больше нет инструментов, необходимых для компенсации правительствам; конечно, не за вещи, которые рискуют расстроить их собственный народ, например, за то, что их увидят в отказе от дела палестинцев, смягчившись по отношению к Израилю или приняв беженцев.

За последние десятилетия американская дипломатия на Ближнем Востоке изменилась. Раньше сверхдержаву обвиняли в излишней упрямости и стремлении контролировать правительства других стран посредством программ МВФ. С тех пор помощь МВФ стала более распространенной, и она осуществляется с меньшим количеством условий. Американские кредиты превратились в помощь на миллиарды долларов. В 1991 году Америка и ее союзники владели половиной внешнего долга Египта; сегодня Вашингтон не имеет ни одного. До войны официальные лица страны предпочитали говорить о сокращении бедности, а не о геополитических выгодах.

За переменами в Америке стояла надежда на то, что процветание стабилизирует союзников, таких как монархия Иордании и диктатуры Египта, и улучшит ее собственную репутацию, которая была подорвана войнами в Афганистане и Ираке. Тем не менее, экономический рост практически не материализовался. Ближний Восток является домом для некоторых из наиболее проблемных экономик мира. Ливан перешел грань: правительство объявило дефолт по своим долгам в 2020 году, и ему не хватает политической стабильности, необходимой для переговоров с кредиторами. Инфляция сейчас бушует более чем на 100%.

У других дела обстоят немногим лучше. Безработица в Иордании выше, чем когда-либо за последние 25 лет, за исключением периода пандемии Covid-19, и государство полагается на поддержку Америки и МВФ, чтобы избежать дефолта. Точно так же Египет заигрывает с дефолтом после валютного кризиса в прошлом году. Три отдельные программы помощи МВФ за последнее десятилетие застопорились из-за отказа страны ликвидировать убыточные фирмы, управляемые вооруженными силами.

Походные приказы

Эта мрачная картина является проблемой для Америки, и не только потому, что она свидетельствует о провале ее политики помощи. Когда-то страна могла бы простить долги в обмен на услуги, как это произошло в 1991 году в знак благодарности за участие Египта в войне в Персидском заливе. В 1994 году, когда Иордания вела переговоры о мирном договоре с Израилем, первой просьбой короля Хусейна к президенту Биллу Клинтону было простить долги. Теперь Америке нечего прощать. Более того, немногие американские инвесторы и фирмы, оставшиеся в Египте и Ливане, с наступлением финансовых потрясений собрали вещи. Таким образом, чиновники мало что могут сделать, влияя на бизнес.

Другим вариантом было бы, если бы Америка предложила действительно огромную помощь в качестве своей стороны. Однако такой пакет неизбежно столкнется с грозной политической оппозицией в Вашингтоне. Между тем, любая попытка побудить к сотрудничеству, угрожая прекратить помощь Египту и Иордании, не будет заслуживать доверия. В Египте большая часть американских денег идет на армию, поэтому с учетом ситуации с безопасностью играть с ней слишком важно. В Иордании больше денег поступает непосредственно в государственный бюджет, но многие воспринимают это как компенсацию за сотни тысяч палестинских и сирийских беженцев, которых страна укрывает. Политики в обоих странах считают, что они имеют право на гранты в качестве справедливой платы за поддержание мира с Израилем и контроль над своим населением. «Мы берем гранты, потому что они поддерживают баланс», — говорит один из них.

То, что Ливан получает от Америки, сейчас в основном представляет собой гуманитарную помощь, которая за июнь года составила 92 миллиона долларов. Такие фонды обходят государственную казну и направляются напрямую населению, а это означает, что они не предлагают большого финансового рычага, а правительство страны настолько хрупко, что не в состоянии торговаться. «Хизбалла», военизированное и социальное движение, контролирует часть страны, имеет свой собственный банк и собрала десятки тысяч солдат, которые обстреливают ракетами Израиль. Поскольку Америка вносит эту группировку в список террористических организаций, чиновники вряд ли могут предложить ей экономические блага.

Не имея возможности побудить союзников к хорошему поведению, американские финансовые дипломаты должны заняться наказанием за плохое поведение. Америка сейчас применяет в десять раз больше санкций по всему миру, чем два десятилетия назад. С 7 октября министерство финансов ввело два раунда ограничений, охватывающих все: от иранского государства до турецких строительных компаний. К сожалению, самые насущные проблемы Газы, такие как предоставление гуманитарной помощи и безопасность беженцев, не могут быть решены с помощью санкций, а финансы Хамаса достаточно непрозрачны, чтобы противостоять американским мерам. Многие финансисты организации находят убежище в Турции – стране, президент которой Реджеп Тайип Эрдоган, как сообщается, отклонил просьбу Блинкена о встрече во время его недавних поездок.

От admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *