Тезисно
• Большинство российских экспортеров несырьевой продукции устойчиво прошли 2022 год и ожидают роста выручки в ближайшие три года.
• Основными инструментами реагирования на изменение внешних условий стали переориентация экспорта на дружественные страны и увеличение продаж на внутренних рынках.
• Экспортеры испытывают сложности при выходе на новые рынки и поиске торговых партнеров.
Несмотря на сложную внешнеэкономическую ситуацию, вызванную санкциями, российские экспортеры несырьевой продукции в целом смогли сохранить устойчивость своей деятельности в 2022 году. По данным исследования Российского экспортного центра (РЭЦ) и фирмы «Яков и Партнеры», более половины опрошенных экспортеров заявили, что им удалось сохранить или нарастить выручку в прошлом году.
Основными инструментами реагирования на изменение внешних условий стали переориентация экспорта на дружественные страны и увеличение продаж на внутренних рынках. Доля экспорта в страны СНГ и ЕАЭС выросла с 21% в 2021 году до 24% в 2022 году. В то же время доля экспорта в страны Европы и США сократилась с 51% до 45%.
В результате этих мер в денежном выражении в 2022 году несырьевой неэнергетический экспорт (ННЭ) сохранил темпы предыдущего года, составив $189 млрд против рекордных $191 млрд в 2021 году.
Устойчивость российского экспорта несырьевой продукции в условиях санкций обусловлена рядом факторов. Во-первых, это высокий потенциал российской промышленности, которая производит широкий спектр конкурентоспособной продукции. Во-вторых, это эффективная поддержка отечественных экспортеров со стороны государства.
Государство реализует ряд мер по поддержке экспорта, в том числе
* Финансовую поддержку, например, субсидирование участия в международных выставках и деловых миссиях, предоставление транспортных субсидий.
* Нефинансовую поддержку, например, помощь в сертификации и лицензировании продукции, информационную поддержку.
Для поддержки экспортеров несырьевой продукции в регионах созданы Центры поддержки экспорта (ЦПЭ). За девять месяцев 2023 года услугами региональных ЦПЭ воспользовались более 29 тыс. компаний сегмента МСП, а 2,5 тыс. компаний получили экспортные контракты на общую сумму более 10 млрд рублей.
Перспективы развития российского экспорта несырьевой продукции
В ближайшие три года российские экспортеры несырьевой продукции ожидают роста экспортной выручки. По данным РЭЦ, в 2024 году она может достичь $200 млрд, а в 2025 году — $220 млрд.
Основными драйверами роста экспорта станут:
* Расширение географии экспорта, в том числе за счет стран Азии, Африки и Латинской Америки.
* Рост спроса на российскую продукцию в странах-партнерах.
* Активизация государственной поддержки экспорта.
Для достижения этих целей необходимо:
* Продолжать повышать конкурентоспособность российской продукции, в том числе путем модернизации производства и внедрения новых технологий.
* Углублять сотрудничество с зарубежными партнерами, в том числе в рамках международных экономических организаций.
* Совершенствование системы государственной поддержки экспорта.
Устойчивость российского экспорта несырьевой продукции в условиях санкций свидетельствует о высоком потенциале российской промышленности и эффективности государственной поддержки. В ближайшие годы экспорт несырьевой продукции будет играть все более важную роль в российской экономике.