Тезисно

Туризм, иностранные инвестиции и зарождающийся частный сектор – три ставки кубинского правительства на восстановление экономики – не демонстрируют достаточной силы, чтобы вывести страну из глубокого кризиса, от которого она страдает в течение трех лет.

Трое кубинских экономистов, опрошенных EFE, согласны с этим, предупреждая о всеобщем обнищании, миграции и растущем социальном неравенстве, одновременно призывая к глубоким и последовательным реформам, которые пронизывают даже политическую и институциональную сферы.

«Этот год хуже, чем 2022», – считает доктор экономических наук Омар Эверлени, указывая на обострение топливного кризиса, отключения электроэнергии, сокращения и задержки базовой корзины (многие сильно субсидируемые основные продукты), высокую инфляцию и очереди снять наличные в банках: «Это был очень неспокойный год».

Падение цен на нефть после сокращения ОПЕК — это лишь предварительный прогноз того, что рынок ожидает в 2024 году.

Ситуация – результат пандемии, ужесточения санкций США и ошибок в экономической и монетарной политике – не утихает, несмотря на инициативы кубинского правительства по развитию туризма, инвестиций и микро-, малого и среднего бизнеса (ММСП).

«Международный туризм может улучшиться и означать больше иностранной валюты, но этого недостаточно, чтобы вытащить кубинскую экономику из пропасти», — говорит Маурисио де Миранда, профессор Университета Хавериана в Кали (Колумбия).

Тамарис Бахамонде, докторант кафедры государственной политики и государственного управления Университета штата Делавэр (США), считает, что туристический сектор острова «очень уязвим» из-за региональной конкуренции – жемчужинами Карибского бассейна являются Канкун и Пунта-Кана. внутренние условия страны с деградировавшей инфраструктурой, плохим обслуживанием и ограниченным доступом к поставкам.

Учитывая, что заполняемость отелей в первом полугодии составила 27%, делать ставки на туризм «очень рискованно», говорит Баамонде, который не понимает, почему в стране продолжают строить крупные отели.

До октября Куба приняла 1,9 миллиона туристов, что далеко от правительственной цели в 3,5 миллиона на 2023 год. Более того, почти 5 миллионов она достигла после «оттепели» в отношениях с Соединенными Штатами.

Иностранные инвестиции не улучшатся по сравнению с 2022 годом

Иностранные инвестиции также не набирают обороты, несмотря на то, что исполнительная власть стучится в двери стран-союзников и международных компаний, которые уже работают на Кубе. Инвестиционный портфель 2023 года практически идентичен прошлогоднему.

Де Миранда утверждает, что «нет достаточных гарантий» для защиты инвестиций и что система не является прозрачной и независимой.

“На Кубе есть две серьезные проблемы”, – добавляет Баамонде по поводу тормозов инвестиций: “чрезмерное регулирование (бюрократическое и посредническое) и дерегуляция или отсутствие контроля над важными вещами”.

Эверлени, который занимается проблемами ликвидности страны и дефолтами по долгам, считает, что кубинско-американское сообщество «заинтересовано» в инвестировании, но не имеет поддержки со стороны Вашингтона.

Развивающийся частный сектор проливает некоторый свет на разрешение малого бизнеса с 2021 года, после пяти десятилетий запрета.

В настоящее время их более 9000, в основном это рестораны и продовольственные магазины. По оценкам Эверлени, на их долю будет приходиться «импорт на сумму более 1 миллиарда долларов в течение 2023 года».

По мнению Баамонде, ММСП “могут сыграть важную роль” на экономическом уровне, но не ключевую: “У них нет сил разрушить систему, но и не собираются ее спасать”. Это указывает на то, что они не имеют достаточного размера или веса в ВВП, а также географически и отраслево ограничены.

«Эти три попытки кубинского правительства выйти из кризиса не принесли ожидаемых результатов», – заключает Баамонде.

Истощение, безнадежность и миграция

Баамонде отмечает «социальное истощение поколений», которое подпитывает беспрецедентную волну миграции (около 5% населения в период с 2022 по 2023 год), в основном молодых специалистов.

Он также предупреждает о растущем экономическом неравенстве без «механизмов перераспределения», которое привело к появлению «победителей и проигравших» от реформ в социалистической стране.

Эверлени считает, что «большая проблема» заключается в том, что кубинцы, особенно молодые, «потеряли надежду» и не чувствуют «какой-либо приверженности» проекту страны, в основе которого лежит уже стареющее историческое поколение (то самое, которое сделало кубинское революция).

Де Миранда уточняет: «Существует кризис уверенности в способности правительства противостоять кризису, поскольку его меры всегда поверхностны и пунктуальны, и неспособны решить основные проблемы».

Что нужно Кубе

Какие реформы тогда нужны Кубе? Эксперты сходятся во мнении, что стране необходимы глубокие, скоординированные и многоплановые меры: структурные изменения, которые должны начаться экономически (от бюрократии к децентрализации, проходящей через государственное предпринимательство и частную инициативу).

Эверлени призывает «изменить концепцию управления экономикой». Он предлагает двигаться к рыночному социализму и указывает на Вьетнам, который «вышел из ситуации хуже, чем на Кубе».

«Нынешняя институциональная и политическая система является основным препятствием на пути выхода из кризиса. В той точке, где находится Куба, выйти из кризиса с помощью экономических реформ ни недостаточно, ни невозможно; необходимы существенные изменения в политической системе», “, – говорит Де Миранда.

Баамонде объясняет дилемму, в которой, по его мнению, оказалось кубинское правительство: «Невозможно сохранить политическую и экономическую власть. Если приоритетом является сохранение политической власти и Коммунистическая партия Кубы должна оставаться у власти, то она должна передать власть часть экономической мощи».

Этот экономист, призывающий к «постепенности» реформ, чтобы минимизировать страдания населения, уверен, что Куба сможет выйти из кризиса. Вопрос, по его мнению, в том, как и когда.

От admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *