Тезисно

В последние годы европейским акциям и облигациям пришлось столкнуться со многими проблемами, не в последнюю очередь с войной, энергетическим кризисом и растущей инфляцией. Теперь дела идут на поправку. Немецкий индекс акций dax с начала ноября прибавил 11%. Доходность французских десятилетних государственных облигаций упала с 3,5% в октябре до 2,8%. Даже доходность итальянских облигаций ненадолго упала ниже 4% с 5% в середине октября. Инвесторы оптимистичны отчасти потому, что инфляция падает быстрее, чем ожидалось. Однако их настроения отражают и более мрачную реальность: экономика настолько слаба, что снижение процентных ставок, несомненно, не за горами.

Смогут ли политики довести дело до конца?

В ноябре инфляция составила всего 2,4%, что совсем немного от целевого показателя Европейского центрального банка в 2%. Рынки прогнозируют два снижения к июню и еще три к октябрю, чтобы снизить основную ставку до 2,75% с 4%. Экономисты менее уверены: они ожидают только первого сокращения к июню. «Последние данные по инфляции сделали дальнейшее повышение ставок весьма маловероятным», — признала недавно Изабель Шнабель, член исполнительного совета ецб. Но никаких намеков на сокращение не было. На встрече 14 декабря этого, конечно, никто не ожидает. В то время, когда европейская экономика быстро ослабевает, чиновники рискуют, не спеша реагируя.

Есть две причины для особой обеспокоенности. Во-первых, это рост заработной платы. Первоначально инфляция в Еврозоне была вызвана ростом цен на энергоносители и запутанностью цепочек поставок, что привело к росту цен на товары. Поскольку на европейском рынке труда, объединенном профсоюзами, соглашения о заработной плате часто заключаются на несколько лет, реакция на заработную плату и цены на услуги заняла больше времени. В результате к третьему кварталу 2023 года реальная заработная плата в Германии упала примерно до уровня 2015 года. Сейчас она восстанавливает утраченные позиции. Аналогичным образом, коллективно договорная заработная плата в Нидерландах выросла почти на 7% в октябре и ноябре по сравнению с годом ранее, даже несмотря на то, что инфляция колебалась около нуля. Общий рост заработной платы в странах еврозоны составляет около 5%.

Если такой рост заработной платы продолжится, инфляция может вырасти в 2024 году – это большой страх ецб. Однако есть признаки того, что темпы роста уже начали замедляться. Действительно, платформа по найму отслеживает заработную плату в объявлениях о вакансиях. Она обнаружила, что рост заработной платы на листингах снизился, что позволяет предположить, что заработная плата вскоре последует за этим. Более того, рост заработной платы не всегда приводит к инфляции. Корпоративные прибыли, которые резко выросли в 2022 году, когда спрос был высоким, а зарплаты были низкими, могут пострадать. Есть некоторые признаки того, что маржа начала сокращаться.

Вторая причина для беспокойства – состояние экономики в целом. Страна боролась со слабым международным спросом, в том числе со стороны Китая, и высокими ценами на энергоносители. Теперь исследования показывают, что и производство, и сфера услуг находятся в состоянии умеренной рецессии. Потребительский бум в некоторых частях Европы уже затухает: сама денежно-кредитная политика оказывает давление на более крупные покупки, финансируемые за счет долга, а держатели ипотечных кредитов сокращают свои расходы, чтобы выполнять более крупные ежемесячные платежи.

Снижение рыночных процентных ставок должно облегчить финансовые условия как для потребителей, так и для инвесторов и, следовательно, уменьшить необходимость для чиновников ецб действовать быстро. Однако есть одна загвоздка. Как отмечает Давиде Онелья из исследовательской фирмы ts Lombard, эти более низкие рыночные процентные ставки в основном отражают падение инфляции и поэтому не приводят к снижению реальных ставок. В результате они вряд ли сделают все возможное для стимулирования спроса.

Есть еще одна причина, по которой политики должны двигаться дальше. Изменения процентных ставок влияют на экономику с задержкой: для того, чтобы более высокие ставки изменили решения об инвестициях и расходах и, таким образом, снизили спрос, требуется время. Чтобы ощутить полную тяжесть изменений ставок, обычно требуется год или больше, а это означает, что многие из повышений ставок ецб еще не оправдались. Политики, вероятно, ужесточили слишком сильно.

Обратной стороной является то, что снижение ставок в ближайшие несколько месяцев не повлияет на экономику до конца 2024 года, когда немногие аналитики ожидают, что инфляция все еще будет проблемой, а многие ожидают, что экономика все еще будет испытывать трудности. К тому времени политики ецб захотят приблизиться к «нейтральной» процентной ставке блока, которая находится где-то между 1,5 и 2%, считает г-н Онелья, чтобы не продолжать снижать спрос. Ранний старт будет означать, что ецб сможет избежать слишком агрессивного сокращения ставок летом 2024 года.

Январские данные по инфляции могут оказаться волатильными, отчасти потому, что схемы государственной помощи, введенные во время энергетического кризиса, постепенно сворачиваются. Повышение ставки сделает ецб еще более осторожным. Данные о заработной плате в Европе публикуются с большим опозданием, и чиновники часто неохотно полагаются на показатели реального времени, такие как данные, публикуемые Indeed. Вот почему экономисты не ожидают снижения ставок до июня, то есть гораздо позже, чем предполагают текущие рыночные цены. ЕЦБ слишком медленно реагировал на рост инфляции.

От admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *