Применение драконовских законов о защите данных и шпионаже пугает западные компании.

Исключительно благодаря постоянному потоку западных руководителей, пересекающих Тихий океан, Китай продолжает с того места, на котором остановился перед началом covid-19. Илон Маск за последние пару недель встретился с официальными лицами в Пекине во время своей первой поездки в страну более чем за три года. Джейми Даймон из JPMorgan Chase, крупнейшего банка Америки, проводил конференцию в Шанхае, на которой собрались более 2500 клиентов со всего мира. Сотни крупных бизнесменов за последние три месяца совершили подобные поездки. Высшие должностные лица Си Цзиньпина приветствовали мантру, которая звучит после перерыва в пандемии “Китай снова в деле”.

Как только руководители устраиваются, многие находят это место гораздо менее гостеприимным. В апреле правительство усилило и без того строгий закон о борьбе со шпионажем и назначило «китайского шпиона» ответственным за устранение угроз безопасности, исходящих от американских фирм. Официальные лица ссылаются на расплывчато сформулированные законы, связанные с данными, введенными во время пандемии, которые ставят в тупик многие иностранные компании, американские или иные. Что-то столь невинное, как обмен подписью электронной почты, которая в соответствии с некоторыми толкованиями китайских законов о защите данных считается личной информацией, с получателем за границей, может поставить вас в затруднительное положение? Пространство для иностранцев, ведущих бизнес в Китае, уже были с ограничениями, введенными их собственными правительствами, во главе с американскими компаниями сделали ставку на китайские компании на фоне растущей геополитической напряженности, по данным Wirescreen, поставщика данных, более 9000 китайских фирм пострадали от западных санкций.

Г-н Си снова сокращает пространство для маневра бизнеса. Ученые предупредили о возможной катастрофе. Волна громких дел вызвала мурашки по спине у иностранных руководителей. В марте пятеро сотрудников Mintz Group, американской фирмы по проведению комплексной проверки, арестованы за то, что, как многие подозревают, было потенциальным нарушением местных законов, касающихся безопасности данных. Месяц спустя власти начали расследование в отношении консалтинговой компании со штаб-квартирой в Бостоне по поводу аналогичных нарушений. В мае государственное телевидение показало кадры, на которых полиция обыскивает офисы Capvision, многонациональной исследовательской компании. На конференции JPMorgan разговоры на коктейльной вечеринке перешли, вполголоса, к делу китайского банкира, хорошо известного в зарубежных деловых кругах, чье содержание под стражей, как выяснилось вечером.

 Минц заявил, что компания “всегда действовала прозрачно, этично и в соответствии с применимыми законами и нормативными актами”. Бэйн заявил, что это сотрудничество по мере необходимости с китайскими властями. Китай пообещал решительно соблюдать правила национальной безопасности. Не ясно, почему власти нацелились на советников, хотя ходят слухи, что это имело отношение к слежке в Синьцзяне, где Америка обвиняет Китай в использовании принудительный труди в отечественной полупроводниковой промышленности, которую Америка надеется ограничить, отказавшись от усовершенствованных чипов. Очевидно, что отсутствие ясности делает ситуацию еще более пугающей. Большинство иностранцев сдаются.

Сеquoia Capital, лидер венчурной индустрии Кремниевой долины, решила расстаться со своим китайским подразделением, которое станет отдельной фирмой. Financial Times сообщила, что Microsoft переведет несколько десятков ведущих исследователей искусственного интеллекта из Китая в Ванкувер, отчасти для того, чтобы избежать переманивания их китайскими конкурентами в сфере высоких технологий, но также из-за страха преследования со стороны китайских властей. Босс швейцарского управляющего активами считает, что Китай не может инвестировать. Большинство иностранцев согласны с этим. Китай остается слишком большим призом для большинства из них, чтобы отказываться от него. Поэтому те, кто остается на месте, должны научиться жить не с одной напористой сверхдержавой.  Разрушающий бизнес проблемы Минца, Бэйна и Capvision задели за живое зарубежные залы заседаний, потому что их мишенью были следователи, юристы и другие консультанты, от чьего опыта зависят аутсайдеры, чтобы найти свое место в отдаленных местах. Клиенты чаще всего привлекают таких посредников, чтобы узнать, с кем они ведут бизнес, выявить любые скрытые риски и сгладить сделки. Коммунисты всегда косо смотрели на такую работу и ввели в действие правила обмена данными и государственными секретами, которые, в случае их соблюдения, могли бы быть использованы для ее пресечения. Практикующие рассказали, что в этом году право применение стало гораздо более распространенным явлением. В таких регионах, как Синьцзян и производство микросхем, корпоративные расследования полностью выходят за рамки разрешенного. Похоже, что к деталям, касающимся важнейших ресурсов для более широкого технологического сектора, которые могут стать объектами новых американских санкций, все чаще относятся к государственной тайне.

Так же как и личная информация о бизнесменах, связанных с государством, которые часто попадают в поле зрения фирм проводящих комплексную проверку. Этот список запрещенных предметов не является исчерпывающим. Китайская компания по обработке данных, нанятая банками и брокерами по всему миру для предоставления финансовой информации о китайских компаниях, получила указание властей прекратить предлагать некоторые из своих услуг иностранцам, якобы потому, что они могут нарушать правила безопасности данных. Компания Qichacha стала поставщиком корпоративных данных. Власти посетили нескольких китайских аналитиков, работающих на иностранных компаниях, и потребовали от них представить более радужный образ Китая. Опасения китайских чиновников, что разглашение нормативных актов в Америке может привести к разглашению секретов о поставщиках технологий DidiGlobal и даже о местонахождении чувствительных пассажиров, были достаточно сильными, чтобы вынудить фирму, занимающуюся перевозками пассажиров, отказаться от участия в Нью-Йорке в прошлом году. Задавать слишком много вопросов о компании, которая, как выясняется, имеет невидимые связи с влиятельными чиновниками, может быть особенно опасным для любопытного консультанта. Один консультант считает, что такие вопросы просто не следует задавать. Большинство россиян отклоняют запросы на усиленную комплексную проверку, что может поставить клиентов в затруднительное положение.

Рутинная административная и юридическая работа, необходимая в большинстве деловых операций, от написания электронных писем до обмена информацией о банковских счетах, становится чреватой. В то время как исторически иностранные фирмы больше всего беспокоились об утечке своей интеллектуальной собственности китайским конкурентам, теперь они беспокоятся о потоке информации от своих партнеров к ним, отмечает Чойлева из Enodo. Босс международной юридической фирмы заявил, что технически он больше не может переписываться со своими партнерами в Китае. Когда китайская компания, о которой идет речь, имеет связи с государством, как это делают многие, любая ее информация может быть классифицирована как государственная тайна. Иностранные компании изо всех сил пытаются ориентироваться в новой опасной среде.

 Для избежание случайной утечки данных, некоторые рассматривают возможность разработки программного обеспечения, которое анализирует все обмены информацией, включая контракты и электронные письма, отмечает один консультант. Вероятно, им потребуется нанять и обучить людей просматривать любые данные, помеченные компьютером как конфиденциальные. Эксперты сравнили это с системами борьбы с отмыванием денег, которые банки и другие транснациональные корпорации начали внедрять более десяти лет назад. Большинство западных фирм начали составлять планы действий относительно того, как справиться с новыми рисками. Они разрабатываются штатными юристами или внешними юридическими фирмами, часто по просьбе региональных офисов транснациональных компаний, стремящихся продемонстрировать готовность к размещению штаб-квартиры в Америке.

Глава юридической фирмы Hogan Lovells заявил, что масштаб и глубина планов отличают их от типичных планов обеспечения непрерывности бизнеса, которые компании разрабатывали в прошлом. Они основаны на широком обзоре быстро меняющихся китайских законов, таких как законы, касающиеся данных, интеллектуальной собственности и национальной безопасности, а также не менее сложных американских ограничений. Их положения основаны на оценке, насколько возможно, любых вовлеченных китайских компаний и частных лиц.

Непредвиденные обстоятельства, которые учитываются в планах, включают такие вещи, как пересмотр договоров аренды офисов, трудовых договоров и других юридических обязанностей, если фирма внезапно будет вынуждена уйти из Китая? Компании более осторожно относятся к отправке руководителей в Китай. Руководитель горнодобывающей компании рассказала, что любому визиту на материк предшествуют длительные встречи с юристами компании, чтобы обсудить, как вести себя в случае ареста или другого столкновения с китайскими официальными лицами. По словам руководителя, без такого обучения отдел комплаенса не согласился на поездку в Китай. Эксперт объяснил, почему совместные предприятия иностранных и китайских компаний реструктурировали методы обработки и хранения информации, чтобы обеспечить соблюдение законов Китая о защите данных.

Много совместных предприятий, которые якобы управляются как единое целое, разделяют хостинг данных, чтобы убедиться, что иностранный партнер в конечном итоге не владеет ничем, что могло бы считаться государственной тайной. Китайские серверы хранят любую китайскую интеллектуальную собственность. Обеспокоенность по поводу угрозы ареста или замораживания денег транснациональных корпораций в случае конфликта между Китаем и Западом растет в исследовательской фирме Capital Economics. Эксперты рассказали, что некоторые иностранные фирмы создают корпоративные структуры, которые снизили бы их общую финансовую зависимость от страны и ее контроля за движением капитала.

В Китае создадут новые компании в Китае, которые используют деньги, заимствованные в китайских банках, для покупки активов, принадлежащих первоначальному китайскому филиалу иностранной фирмы. Первая компания переводит выручку от продажи за границу. В случае ареста этих активов обязательства ложатся на китайские банки, а не на иностранные транснациональные корпорации или ее банк за рубежом. Это возможно благодаря серии изменений в правилах за последние четыре года, которые смягчили критерии кредитования вновь созданных иностранных компаний. Некоторые советники рассматривают их как признак ухудшения доверия, хотя на данный момент они остаются редкостью. Китайские компании, преисполненные решимости не отказываться от своей китайской мечты, оказываются в безвыходной ситуации. Они должны соблюдать западные санкции и в то же время, все более драконовские законы Китая и желание господина Си контролировать трансграничные потоки информации. Чтобы заставить систему работать, либо Китай, либо Запад должны закрыть глаза. Китай заявил о готовности сделать это ради экономического роста. Но этого больше не будет.

От admin

Один комментарий к “Ведение бизнеса в Китае становится невозможным для иностранцев.”

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *