Тезисно

Из западной Уганды восточноафриканский трубопровод для транспортировки сырой нефти протянется на 1443 км через фермы, леса и реки, пока не достигнет побережья Танзании. Если, конечно, кто-нибудь за это заплатит. Уже 27 банков исключили себя из числа кредиторов. Акционеры, возглавляемые французским нефтяным гигантом TotalEnergies, сейчас обхаживают китайские фирмы, пытаясь привлечь долг в размере 2,4 миллиарда долларов. В ответ активисты-экологи и правозащитники в шести африканских и европейских странах 20 ноября провели акцию протеста у зданий китайских банков, посольств и страховых компаний.

Борьба является признаком грядущих событий, поскольку западные кредиторы пересматривают подход к ископаемому топливу. Несколько банков, включая Société Generale, заявляют, что они больше не будут напрямую финансировать новые нефтегазовые проекты. правительства стран g7 также пообещали свернуть поддержку добычи за рубежом, хотя и с некоторыми оговорками и лазейками. “Мы должны признать, что вы [не можете] просто дойти до Мэйфейра или Сити и заключить сделку”, – говорит Рахул Дхир, исполнительный директор Tullow Oil, которая получает большую часть своих баррелей из Ганы. “Тебе придется поехать в Каир, ты поедешь в Лагос, ты поедешь в Пекин”.

В Африке бурение продолжается, по крайней мере, пока. Политики утверждают, что доходы могут финансировать развитие, даже несмотря на то, что африканцы находятся на переднем крае борьбы с изменением климата (а нефть и газ часто приводят к коррупции, а не к процветанию). Консалтинговая компания Wood Mackenzie прогнозирует капитальные затраты в размере почти 300 миллиардов долларов на добычу нефти и газа в Африке в этом десятилетии. Помимо того, чтобы залезть в собственные карманы, у фирм есть три варианта: работать на местном уровне, заручаться поддержкой трейдеров или смотреть на восток.

Африканские кредиторы, как и политики континента, по-прежнему с энтузиазмом относятся к ископаемому топливу. В Южной Африке Standard Bank расширяет свой нефтегазовый портфель и выступает в качестве финансового консультанта по восточноафриканскому трубопроводу. Африканский экспортно-импортный банк, базирующийся в Каире, объединяется с нефтедобывающими странами для создания “Африканского энергетического банка”, который восполнит пробел, оставленный традиционными финансистами. Такие африканские многосторонние соглашения помогли удержать нигерийский нефтяной сектор на плаву, приняв на себя финансовые риски, которые отпугивают местных кредиторов, говорит Айодеджи Даводу из инвестиционного банка BancTrust.

Финансирование существующих проектов также поступает от торговых фирм, таких как Glencore и Vitol, которые предоставят многолетний кредит в обмен на будущие баррели. “У нас нет амбиций заменять банки, мы хотим больше баррелей для торговли”, – говорит один финансист. Предоплаты такого рода популярны среди производителей среднего размера и национальных нефтяных компаний, отчасти потому, что их можно быстро организовать. Однако они также могут создавать трудности. Непрозрачные сделки с нефтетрейдерами лежали в основе недавних долговых проблем в Республике Конго и Чаде, поскольку государственные фирмы изо всех сил пытались выполнить свои обязательства.

Третий вариант – смотреть на восток. Saudi Aramco инвестирует в нигерийские нефтеперерабатывающие заводы; Исламский банк развития выделил 100 миллионов долларов на восточноафриканский трубопровод. Наиболее важным является Китай, который имеет долгую историю кредитования с ресурсной поддержкой, в основном через свои государственные финансовые фирмы. Несмотря на замедление экономики, которое привело к увеличению объемов кредитования за рубежом, китайские фирмы делают больше прямых инвестиций в африканскую нефть и газ, чем когда-либо.

Западный капитал также не отступает полностью. Его нефтяные гиганты по-прежнему будут финансировать крупные проекты, такие как нефтяные месторождения Намибии, которые, вероятно, являются крупнейшими из когда-либо открытых к югу от Сахары. Деньги на газ, который имеет более чистую репутацию, чем нефть, по-прежнему найдутся. И хотя банки нервничают по поводу поддержки конкретных проектов, они, похоже, меньше беспокоятся о финансировании общего назначения, таком как корпоративные кредиты или андеррайтинг выпусков облигаций. По данным двух голландских НПО BankTrack и Milieudefensie, а также американской Oil Change International, западные кредиторы выделили две трети корпоративного финансирования на ископаемое топливо в Африке в период с 2016 по 2021 год.

Несмотря на это, стоимость капитала растет. В сочетании со слабым спросом это может поставить под угрозу активы в таких странах, как Ангола и Нигерия. Добыча в Африке является дорогостоящей и углеродоемкой. Консалтинговая компания McKinsey считает, что 60% производства на континенте может стать неконкурентоспособным к 2040 году, если богатые страны будут придерживаться экологических обязательств. Нефть обеспечивает около 60% бюджетных поступлений в странах, которые ее экспортируют; газ обеспечивает растущую долю электроэнергии на континенте. Правительства африканских стран жалуются, что их торопят с переходом на энергетику по чужому графику.

От admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *